Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2024
Санкционная цена

Санкционная цена

Принятие двенадцатого пакета санкций против РФ сопровождалось затяжными дискуссиями
Юрий Алексеев
27.12.2023
 Санкционная цена

Главную месть Евросоюз перенёс на физических и юридических лиц, по неосмотрительности задержавшихся на Западе, которых обязывают теперь из своих кошельков возмещать ущерб владельцам иностранных компаний, «российская собственность которых перешла в собственность государства или российских компаний». Так в списке санкций появилась возможность конфискации денег россиян, замороженных в иностранных банках.


Наших недругов давно злили условия, предъявляемые государством к зарубежному бизнесу, собиравшемуся враз, по команде хозяев, покинуть насиженные места. Всеобщая «убегаловка» должна была нанести удар по экономике такой силы, оправиться от которого при нарастающем санкционном давлении она вряд ли смогла бы в ближайшие десять лет. Но тут неожиданно сработал экономический тормоз, и наполеоновские планы противника провалились. Российские власти никого насильно удерживать не стали. Не хотите работать со «страной-изгоем» – уходите, но ваш уход не должен наносить нам вреда. Перед тем, как проститься с нашей страной, иностранцы должны были выполнить целый ряд требований: продать активы с дисконтом не менее 50% от их рыночной стоимости (причём десятую часть выручки добровольно передать в федеральный бюджет). Да ещё и значительно урезать выплату дивидендов от чистой прибыли за предыдущий год, рассчитаться по долгам, выполнить другие обязательства перед партнёрами, которые сами же и заключали, да ещё содержать коллективы брошенных ими предприятий до тех пор, пока они не обретут нового хозяина. Деньги зарубежных фирм государство не присваивало, а помещало на счета «С».

При этом правительство РФ исходило из того, что за ущерб, нанесённый нашей экономике (остановку поставок, увольнение рабочих, разрыв контрактов и прочие невыполненные обязательства) должны заплатить те, кто всё это устроил вопреки здравому смыслу и правилам свободного рынка.

Впрочем, при желании дело со взбунтовавшимися иностранными собственниками можно было уладить миром. Либо вы остаётесь и продолжаете работать, и никто не будет преследовать ваш бизнес только потому, что он пришёл к нам из недружественных стран. Либо уходите на наших условиях. Хорошо поразмыслив, подсчитав возможные убытки, многие иностранные компании всё же решили продолжить у нас работу несмотря на угрозы зарубежных политиков. В итоге закрыть свой бизнес решились только 9% из тех, кто хотел хлопнуть дверью и красиво уплыть из России на волнах русофобии.

Европейцы же решили действовать, как слон в посудной лавке: без разговоров выгнать вон весь российский бизнес. Без всяких условий конфисковывались активы предприятий и физлиц, работающих на европейском рынке только потому, что они что-то продавали или покупали в России. Но найти русский след в коммерческих сделках оказалось непросто. Богатые россияне, ставшие приобретателями зарубежных активов, после начала спецоперации поспешили вывезти свои деньги из-за границы любыми путями, пока там не проснулись. А то, что оставалось на виду ещё год назад, сразу было арестовано. Нанимать огромный штат финансовых ищеек по всему миру для поиска следов тех, кто когда-то укрыл в своих юрисдикциях капиталы российских предпринимателей, теперь, в условиях нарастающего кризиса мировой экономики, многим странам оказалось не с руки. К тому же раскрывать конфиденциальную информацию о вкладах банки не очень стремились, прикрываясь всё ещё действующим законом, оберегающим священную свободу предпринимательства.

Нельзя сказать, чтобы новые санкции против России не сработали совсем. Чем могли нам навредили. Нашим недругам удалось, в частности, осложнить проводку платежей через международные системы. В ЕС надеялись, что теперь-то уж точно окончательно распрощаются с российскими алмазами, причём не только с природными, но и синтетическими, обработанными в третьих странах, а также ювелирными изделиями и наручными или карманными часами, содержащими драгоценные камни весом от 0,5 карата. Но ретивые политики не подумали, что запретом русских алмазов они лишили свою же собственную индустрию качественного и относительно дешёвого сырья и нанесли сокрушительный удар по репутации алмазной империи De Beers, которой придётся теперь работать с риском возможного уголовного преследования. Глава De Beers Эл Кук уже заявил, что «отличить на таможне «русские» алмазы от «нерусских» возможным не представляется».

Еврокомиссарам, одержимым одной мыслью, как больнее ударить по России, невдомёк, что малейшего колебания цен достаточно, чтобы разбалансировать весь мировой алмазный рынок, выстраиваемый десятилетиями.

Запрет на якутские бриллианты, за которыми гоняются знаменитые ювелирные дома из-за их особого голубого оттенка и прозрачности, прежде всего, больно ударит по антверпенским огранщикам. Стоимость акций De Beers, как пишут западные газеты, падает настолько, что «корпорация вынуждена распродавать свои запасы необработанных камней практически себе в убыток, чтобы поддержать в порядке бухгалтерию». В то же время на работу и биржевые котировки акций нашей «Алросы» объявленные против неё санкции не оказали практически никакого влияния.

ЕС предусмотрел особое наказание за поставки в нашу страну товаров для оборонного «технологического совершенствования» и развития промышленного сектора, но было уже поздно: мы заранее заместили их с помощью Китая, Индии и других дружественных государств.

«Газовые и чугунные» санкции, касающиеся сжиженных нефтяных газов, передельного и зеркального чугуна, ферросплавов, железа, медной и алюминиевой проволоки, фольги, некоторых труб из России принимали с оговоркой: если контракты заключены раньше введённых запретов, то расторгать их не следует до конца 2024 года. 

Напоследок еврокомисары обязали все компании и организации, в которых доля акций, принадлежащих российским гражданам или юрлицам, составляет более 40%, уведомлять свои государства обо всех переводах, общая сумма которых превышает хотя бы €100 тысяч за квартал. Такие деньги обычно привозили с собой на отдых состоятельные люди. Теперь будут считать каждый евроцент в их кармане.

Вдобавок ко всему Евросоюз замораживает активы более 140 физических лиц и организаций с весьма странной оговоркой: из санкционных списков нельзя убирать даже имена умерших фигурантов, если их удаление «может поставить под угрозу цели ограничительных мер ЕС».

Мы были, конечно же, готовы ко всем этим и другим антироссийским мерам. Как ни старались наши враги, но очередной набор их санкций не сможет уже нанести серьёзного урона российской экономике, показавшей миру чудеса своей устойчивости и запас особой прочности.

Это признают и наши, и зарубежные экономисты.

Новый пакет ограничений, прежде всего, больно ударит по западной экономике, если учесть, что объём наших поставок в ЕС занимал примерно пятую часть европейского импорта. Вся наша продукция, попавшая под запрет, спокойно уходит из Европы в Азию и иные лояльные к нам юрисдикции.

Экспорт одного только российского алюминия, запрещённого в Старом Свете, в Китай за последнее время вырос втрое. Вряд ли увенчается успехом и попытка поставить под жёсткий контроль поток российских товаров через третьи страны. После череды перепродаж вряд ли кто может отличить российскую сталь от её зарубежных аналогов, а российская нефть и нефтепродукты легко растворяются в «общей бочке» на торгах международной биржи. Угрозы оставить Россию без танкеров для перевозок своего СПГ так и остались одними угрозами. Российские производители заранее запаслись танкерами из дружественных стран. Попытки Запада преградить путь нашим энергоносителям зашли в тупик после того, как в ответ на израильско-американскую агрессию в Газе йеменские хуситы начали регулярные атаки на торговые суда, следующие из Израиля и Европы через Красное море. Только российские корабли, снабжённые противорадарными технологиями, хуситы засечь почему-то не могут.

У нас есть свой маршрут, свободный от пиратов, мин и политики – Северный морской путь, который, по словам Владимира Путина, «становится более эффективной транспортной артерией, чем Суэцкий канал». Во-первых, потому, что этот путь значительно короче и дешевле, чем любые самые «экономные» на сегодня азиатско-европейские транспортные маршруты. С начала фактической транспортной блокады Красного моря хуситами западные экономики уже потеряли минимум 35 миллиардов долларов. Одни только опасения перебоев с поставками заставили подскочить биржевые цены на газ в Европе на 10-13%. Из-за этого более 50 европейских заводов по производству удобрений пришлось закрыть. А цены на нефть и так растут каждый день. В Европе началась паника из-за разрыва транспортных цепочек, удорожания логистики, что и привело к росту цен на любой перевозимый морем товар. 

За океаном хорошо осознают преимущество нашего Севморпути. Только он в нынешних условиях может обеспечить перевозчикам грузов колоссальную экономию в десятки и сотни миллиардов долларов ежегодно да плюс ещё и безопасность. Наши арктические войска готовы обеспечить международному торговому флоту надёжную защиту. Так что, сколько бы санкций, основанных на русофобской политике, не принималось, они не смогут заставить крупный бизнес отказаться от выгодных транспортных перевозок через российскую территорию. Привлекательность наших северных морских дорог с 2024 года, когда навигация в Арктике станет круглогодичной, возрастает в разы. Движение по Севморпути будет сопровождать специальная спутниковая группировка, опережающими темпами идёт развитие ледокольного флота, который мы ни у кого не покупаем, а строим сами. С вводом в строй ледоколов большого класса можно будет полностью перенаправить весь торговый грузопоток из Азии в Европу и обратно через нашу Арктику. Бесспорные преимущества Севморпути дают ему возможность стать ключевым транспортным коридором для экспорта на мировые рынки нефти, сжиженного природного газа, минеральных удобрений, металлов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью. Только в этом году объём заявок грузоотправителей на проход через СМП вырос в разы, а глобальный кризис на Ближнем Востоке, по сути, только разгорается. Так что как ни крути, а многим из тех, кто ещё недавно злорадствовал или кричал «Распни Россию!», придётся идти к нам на поклон.

Уже сегодня, как считает венгерский журналист Габор Штир, антироссийские санкции превратились в предмет торга между Евросоюзом и отельными его членами. Будапешт, к примеру, не раз заявлял, что не поддержит пакет антироссийских санкций, если он будет включать ограничения против ядерной энергетики.

В итоге из двенадцатого пакета санкций убрали даже упоминания о запрете импорта обогащённого урана из России. В дальнейшем, как уверен Штир, число стран, требующих исключений из санкций, будет увеличиваться.

А нам бояться уже нечего. Ведь практически не осталось отраслей, по которым бы они не прошлись. Со временем все их запреты станут чисто символическими, и их будут принимать, чтобы пустить пыль в глаза всем недовольным Россией. И пусть они сколько угодно думают, что достигли своих целей, не желая признавать очевидные вещи. Пусть живут в своём иллюзорном мире, а мы будем оставаться реалистами и двигаться вперёд.

На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент России сказал, что «мы не закрываемся ни от Северной Америки, ни от европейских стран. Им вообще пора закончить валять дурака и ждать, что мы рухнем». Глава государства чётко обозначил позицию нашей страны: мы никого не отталкиваем. Если страны Запада захотят получить выгоду от сотрудничества с Россией, то они смогут это делать. Америка и Европа должны сами задуматься над тем, чем они руководствуются: «какими-то эфемерными соображениями уничтожения России или интересами своей собственной страны, своего народа». Но этот выбор должны сделать они сами.

Однако русофобски настроенные политики Европарламента не хотят успокаиваться. Официальный представитель Еврокомиссии Даниэл Шеридан Ферри заявляет журналистам, что в Брюсселе уже рассматривается как тринадцатый, так и четырнадцатый пакеты санкционных мер. Первыми, кто объявит о новых предложениях по антироссийским санкциям, снова называют страны Балтии. Их опять выведут вперёд как козлов отпущения, на которых можно будет потом списать абсурдность принимаемых мер.

Членам ЕС всё сложнее согласовывать новые рестрикции против России, потому что они не лучшим образом отражается на их репутации. Эти меры лишь вызывают протестные настроения и вредят их собственным экономикам, а обходом санкций занимается уже весь мир.

Антироссийские ограничительные меры отказалось поддержать подавляющее большинство государств мира. Журналисты западных изданий отмечают, что раскол между европейскими элитами и государствами ЕС усиливается, и, возможно, Евросоюзу придётся менять тактику: отказаться от принципа консенсуса по вопросу антироссийских мер, а сами они при этом станут всё более символическими.

Потери, понесённые Старым Светом от своей же рестрикционной политики, поистине огромны. На Веронском Евразийском экономическом форуме заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко оценил их, ни много ни мало, в полтора триллиона (!) долларов. И всё это на фоне непростого периода постковидного восстановления и общей разбалансировки мировой экономики.

В западных СМИ признают, что санкционная политика Вашингтона и Брюсселя в отношении Москвы перестаёт иметь хоть какой-то успех. Даже глава евродипломатии Жозеп Боррель, подсчитывая потери уходящего года, был вынужден признать, что страны Запада хоть и «освободились от энергетической зависимости от России», но при этом «заплатили свою экономическую цену…». И сделал оговорку: «Возможно, мы заменили одну зависимость на другую».

Россия легче перенесла удар санкций, как полагает учёная из Института экономики РАН Дарья Ушкалова, из-за так называемой ловушки большой страны. Она научно доказала, что если государство – крупный игрок, то ограничение его экспорта, в данном случае – нефти и газа, неминуемо приводит к росту мировых цен, а крупная подсанкционная страна при этом только выигрывает. Однако эффект от этой «ловушки» постепенно ослабевает. А значит, власти должны проводить активную государственную политику, направленную на расширение рынков сбыта отечественных товаров и логистических возможностей экспортёров, строить новую транспортную инфраструктуру, позволяющую переориентировать поставки ряда товаров с западного на восточное направление. Всё это отражено в стратегиях развития страны и активно реализуется правительством Мишустина. А значит, мы на правильном пути, и никакие санкции нам не страшны.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Сергей
05.01.2024 13:28
Был такой  Гельфанд-Парвус, финансировавший большевистскую партию из фондов немецкого генерального штаба. Даже документы опубликованы. А в них такие планы — подчинение экономическому контролю Германии, расчленив Россию на отдельные страны. Большевики что и сделали, поделив на национальные квартирки.

Неймется "мстителям"!

Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.