Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Теракт в Донецке: экономический след

Теракт в Донецке: экономический след

Развитие внешнеторговых связей ДНР раздражало ее врагов
Алексей Балиев
12.09.2018
Теракт в Донецке: экономический  след

До 70 стран являются ныне торговыми партнерами ДНР и ЛНР. Как показывает мировая практика, такая тенденция свидетельствует и о том, что в среднесрочной перспективе может последовать официальное признание народных республик. Потому совершенно не исключено, что убийство Александра Захарченко связано и с этой причиной...

Кстати, по данным профильных ведомств, среди торговых партнеров ДНР и ЛНР есть даже такие далекие, как Никарагуа, Куба и Эквадор.  Правда, почти вся торговля идёт через Россию, так как все другие дороги во внешний мир для ДНР/ЛНР Украина закрыла. Запад, напомню, угрожал России чуть ли не войной, если к ДНР присоединится Мариуполь – крупнейший порт Донбасского региона.

Показательным было в этой связи заявление Александра Захарченко от 9 июня с.г.: «ДНР ведёт торговлю со многими странами мира, в том числе с европейскими.  Например, в Германии ДНР закупает оборудование, а туда поставляет различные товары. Уголь ДНР (и ЛНР. – А.Б.) покупают Польша и Турция. Так же работает республика и с Китаем, Филиппинами, Бангладеш, Индией, Пакистаном, Афганистаном». Но проблемы во внешней торговле имеются и «главная из них — логистика: к нам и от нас всё поступает по «длинной» дороге, т.е. не напрямую». Но военные действия на территории республики торговле, по словам главы ДНР, «не препятствуют: для бизнеса войны нет».

   Отношения с Латинской Америкой  А. Захарченко так охарактеризовал на пресс-конференции в Донецке 29 марта  с.г. : «Да, их по известным причинам непросто налаживать, но они развиваются.  Из ряда стран Латинской Америки приезжают к нам для отладки взаимовыгодной торговли. Латиноамериканский интерес особенно проявляется к судостроению, металлургии, угольной отрасли ДНР и, что очень важно, –  к обучению студентов в наших вузах».  

О широкой внешнеторговой географии ДНР высказалась еще в мае 2017-го министр экономики республики Виктория Романюк: «Среди основных торговых партнеров ДНР – Россия и ЛНР». По ее словам, «развиваются торговые связи с другими странами экс-СССР, особенно с Белоруссией и Грузией: они традиционно среди значимых внешнеэкономических направлений ДНР. Развивается торговля и с Германией, Польшей, Китаем, Египтом, Эквадором, рядом других латиноамериканских стран». Также отмечалось, что на долю постсоветских республик, Приднестровье, Абхазию и Южную Осетию приходится не менее 80% внешней торговли ДНР.   Заметим, что 25 апреля 2017 г. в Симферополе было  подписано восемь соглашений о сотрудничестве между предприятиями ДНР/ЛНР и Республики Крым,   предусматривающих, в том числе, производственную, научно-техническую и сбытовую кооперацию. В частности, с Южной Осетией за 2015-2018 гг. подписано свыше 10 соглашений о сотрудничестве в экономике и других областях.

Как сказал на траурной церемонии в Донецке президент Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов, «Александр Захарченко был целью номер один для Киева. Потому что этот сильный, мужественный человек возглавил освободительную войну народа Донбасса и очень мешал планам Украины по его захвату». При этом он подчеркнул, что разносторонние взаимовыгодные связи РЮО с ДНР и ЛНР будут развиваться и впредь.

Но, пожалуй, наиболее емко охарактеризовал значимость этих связей Владислав Сурков, помощник Президента РФ, на торжествах в Цхинвале 26 августа с.г. по случаю 10-летия официального признания Россией независимости республики:

«Признание Южной Осетией в 2014 г. ДНР и ЛНР имеет жизненно важное значение в условиях их блокады Украиной. Это признание – вовсе не символический жест: все мы знаем, что финансовая, торговая, экономическая, правовая и организационная инфраструктура, созданная в РЮО для этих республик, является дорогой жизни для них в условиях блокады, совершаемой киевским режимом».

Тем временем, по данным профильных ведомств ДНР за 2014-2017 гг., внешнеторговый оборот республики устойчиво рос. Уже к 2016-му, по словам министра экономики ДНР В. Романюк, «география внешней торговли ДНР расширилась до 53 стран мира». А 4 июля 2017 г. она же сказала, что «география наших внешнеторговых операций – это более чем 70 стран».

Похожие оценки высказал также министр промышленности и торговли ДНР Алексей Грановский: «Не ниже 70% (по стоимости. – А.Б.) всей реализуемой на экспорт продукции республики мы продаем в РФ и страны ЕАЭС. Всё остальное – это «длинный» экспорт: продаём в Иран, Ирак, Турцию, Сирию, ряд других стран. Экономические связи ДНР остаются стабильными, мы себя зарекомендовали как надежные партнеры».

Грузия, Германия и Польша тоже есть среди торговых партнеров ДНР. Так, в докладе минэкономразвития республики за 2015 г. отмечено, что «основными торговыми партнерами были РФ (40,4 млрд руб.), ЛНР (3 млрд) …Грузия (231 млн руб)». То есть даже страны, официально считающие ДНР с ЛНР «продуктами российской оккупации», настолько нуждаются в торговле с Донбассом, что не чураются отношений с ним. Что называется, бизнес – и ничего личного: даже в условиях агрессии Киева минимум 70% стоимости донбасского экспорта приходится на высокотехнологичную продукцию (включая различное оборудование, химудобрения, компоненты станко- и судостроения), востребованную в других странах. Вдобавок внешняя торговля Донбасса в большей своей части (свыше 60% по стоимости) не евро-долларовая. Это, главным образом, бартер, взаимопоставки по согласованным ценам, взаиморасчеты в нацвалютах. Что выгодно как торговым партерам ДНР и ЛНР, так и самим этим республикам.

Таким образом, Донбасс ускоряет свое международное признание активным участием в мировой торговле. В конце 2017-го А. Захарченко отметил: «Через экономическое признание вполне можно получить и признание политическое».

Любое сравнение, конечно, не может быть точным, тем более если речь идет о разных величинах, однако сослаться на него не грех. Именно так добилась в 1970-х – начале 1980-х гг. дипломатического признания КНР, подвергавшаяся со дня провозглашения (1 октября 1949 г.) до конца 1960-х политической, а то и военно-политической обструкции со стороны США и почти всех их союзников. Подобным путем добились дипломатического признания Албания (на рубеже 60-х/70-х пошлого века), ГДР, Северный Вьетнам (к середине 1970-х), послеполпотовская Камбоджа (к середине 1990-х). Ту же линию, напомним, проводят Абхазия и Южная Осетия, Приднестровье и Западная Сахара. А в более широком контексте резонно предположить создание федерации или конфедерации ДНР с ЛНР, что, безусловно, приумножит экономические и, следовательно, внешнеполитические успехи всего Донбасса. Вполне вероятно, что на срыв политико-экономической и административной консолидации этого региона тоже было нацелено убийство главы Донецкой Народной Республики.

Кстати, некоторыми экспертами высказываются версии о возможной причастности к убийству А. Захарченко «команды» известного олигарха Рената Ахметова, обладающего крупными, в т.ч. экспортными, активами на Донбассе.

Хотя его влияние в последние годы снизилось, но, по мнению директора Института стран СНГ Константина Затулина, «Ахметов поныне играет серьезную роль на Донбассе, но в начале конфликта он имел большее значение в ДНР. До блокады он действовал свободно и там, и здесь (на Донбассе и на Украине. – А.Б.). Потом обострение ситуации вынудило его принять сторону Украины, и его возможности на Донбассе стали сокращаться». Отмечает К. Затулин и экспортные интересы г-на Ахметова в ДНР: «…В мариупольских терминалах отгружается весь его металл. Лично я считаю, что именно под его влиянием был оставлен уже взятый ополченцами Мариуполь. Ахметов не был заинтересован, чтобы его капиталы и бизнес были сугубо в ДНР».

Хочется надеяться, что объективное расследование расставит все точки над i в убийстве Александра Захарченко. Но, очевидно, что внешнеэкономические успехи Донбасса не могли не раздражать организаторов этого преступления.

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..