Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 апреля 2024
Бюджет на выживание?

Бюджет на выживание?

Комментирует член-корреспондент РАН, научный руководитель Института экономики Руслан Гринберг
23.11.2016
Бюджет на выживание?

Даже в трёхлетнем бюджете Россия оказалась не готова рискнуть, сделав ставку на стабилизацию.  

Комментирует член-корреспондент РАН, научный руководитель Института экономики Руслан Гринберг: 

- Трёхлетний бюджет России на 2017-2019 годы, принятый в первом чтении Государственной Думой, не принёс больших неожиданностей, но, к сожалению, не вселил и особого оптимизма. К сожалению, в очередной раз национальная экономика в финансовом расписании страны оказалась в роли пасынка.

Даже в номинальном выражении расходы на инвестиции не растут, что не позволяет рассчитывать на то, что в ближайшее время экономика выйдет из нынешней депрессивно-стагнационной ситуации. Правительство предпочло бюджету развития, возможно довольно рискованному, бюджет стабильности.

Бюджетный расклад таков, что даже при низкой инфляции на уровне 6-7 процентов уровень капиталовложений в экономику может упасть на 15-20 процентов. Думается, выбранный курс на снижение вложений в национальную экономику контрпродуктивен. Стабильность такого рода, как сейчас в России, грозит перейти в застой, нам просто необходимо избежать таких рисков.

Россия уже не первый год находится на пресловутом пороге радикальных экономических перемен, живёт в ожидании некоего просвета. Однако инициатором такого просвета в нынешних условиях никто другой, кроме государства выступить просто не в силах. У нас же по привычке критикуют государство за то, что его в экономике слишком много. Да, его много, но совсем не там, где оно действительно нужно. В сфере регулирования бизнес-процессов государства у нас как раз крайне мало.

При этом по традиционно принятому в мире показателю государственной квоты в бюджетных расходах Россия заметно уступает очень многим из развитым странам, к примеру, скандинавским. Там доля государства в расходах может даже превышать 50%, в то время как в России составляет только 36%. И это – при наличии в нашей экономике таких структур, как Газпром, Роснефть, Росатом или РЖД. Просто в России мало кто имеет представление о том, насколько мощным может быть при необходимости государственный бизнес за рубежом.

Специалисты Института экономики отмечают, что снижение госинвестиций связано с завершением ряда крупных инфраструктурных проектов. Это свидетельствует о том, что такие проекты, как реконструкция БАМа и Транссиба, строительство Керченского моста и высокоскоростных магистралей надо не ограничивать в финансировании, а всемерно поддерживать, стимулируя сопутствующие проекты меньшего масштаба.

Более того, именно серией масштабных проектов можно реально стимулировать общую инвестиционную активность в экономике страны. В качестве преимущества глобальных проектов я назвал бы тот факт, что они по определению оказываются за скобками конкуренции, развязывая руки правительству для свободного маневра ресурсами.

Трёхлетний бюджет сформирован исходя из цены нефти в 40 долл за баррель, что само по себе представляет определённый риск. Сейчас количество факторов ценопонижающего свойства несколько больше, чем факторов ценоповышающих. В целом, по оценке ИЭ РАН степень неопределённости по бюджетным разработкам остаётся очень высокой. Возвращаясь к проблеме инвестиций, отмечу, что сложности тут никак не связаны с тем, что у нас якобы «денег нет». На самом деле деньги, и немалые, есть, как за рубежом, где всё ещё очень много желающих вложиться и неплохо заработать в России, так и в самой России. И дело вовсе не в высоком кредитном проценте, поскольку банковские кредиты составляют только 6-7 процентов от общего объёма инвестиций.

Главная проблема состоит в том, что ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне, в отдаче от вложений. К тому же и бизнес-среда, и органы власти, как впрочем, и общество, достигли сейчас критически низкого уровня договороспособности. Считаю ненормальной практикой, когда выбором приоритетов финансирования занимается министерство финансов, по сути – государственная касса.

Необходимо создать условия для того, чтобы и непредставленные в органах власти партии, и даже простые граждане получили возможность напрямую участвовать в процессе выбора приоритетных направлений бюджетного финансирования. Для этого, среди прочего, России, рано или поздно, но придётся пойти по пути резкого и очень солидного расширения полномочий органов местного самоуправления.

 

Записал Алексей Подымов

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.