Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024

Побеждая время

В Москве проходит выставка, посвященная реставрации в Музеях Московского Кремля
Подготовила Мария Максимова
12.09.2019
Побеждая время

В экспозиции представлены уникальные экспонаты – государственные регалии, личные вещи монархов, парадное оружие, древние иконы, великолепные изделия работы русских и западноевропейских ювелиров. В реставрации этих предметов принимали участие мастера разных направлений: специалисты по металлу, тканям, бумаге, темперной и масляной живописи. Их работа позволила не просто снять патину времени с музейных памятников, но и подарить им вторую жизнь: вернуть почти утраченный облик, обрести имя автора, вписать вещь в конкретный исторический контекст – связать ее с выдающейся личностью или значимым событием нашей истории.

Выставка «Хранители времени: реставрация в Музеях Московского Кремля» раскрывает разные аспекты сложнейшей профессии реставратора. А насыщенная мультимедийная программа позволяет составить представление о процессе их работы.

В Успенской звоннице посетители видят произведения, имеющие отношение к парадному государственному церемониалу, оружие и конское убранство, а также работы лучших западноевропейских мастеров из казны московских правителей. Среди наиболее ярких работ реставраторов экспозиции – роскошные алмазные венцы братьев-соправителей царей Ивана и Петра Алексеевичей, ренессансный итальянский шлем, шпалера французской работы из серии «Музы» и другие памятники, ярко отразившие образ русской и западноевропейской придворной культуры разных эпох. В Одностолпной палате Патриаршего дворца экспонируются редкие артефакты из кремлевских храмов и монастырей: иконы, произведения церковного шитья, драгоценная утварь храмовых ризниц. Посетителям выставки предоставлена возможность оценить результат многолетней сложнейшей реставрации жемчужины музейной коллекции иконописи – иконы «София Премудрость Божия» первой половины XV столетия.

Название экспозиции очень точно характеризует ее суть. Личные вещи монархов, старинные иконы, оружие, – чтобы привести все это в надлежащий вид, некоторые артефакты приходилось даже разбирать на части. Реставраторы не просто прикасаются к истории – восстанавливают ее по крупицам, словно побеждая само время. И сегодня мы можем видеть предметы такими же, как и сотни лет назад.

Чтобы вернуть блеск эпохи драгоценным венцам братьев-царевичей Петра и Ивана Алексеевичей, шапки разбирали на мельчайшие детали. Если сместить хоть на миллиметр один камень при восстановлении, сложную конструкцию невозможно будет собрать обратно.

«Иногда можно смотреть на экспонат несколько дней и не трогать его, привыкать к нему, и потом уже, когда ощущение приходит, что ты готов к нему подойти, приступаешь к работе», – делится опытом Вадим Яковлев, художник-реставратор по металлу.

Многие секреты древних мастеров просто не дошли до нашего времени, поэтому реставрация превращается в научное расследование. Микроскоп, десятки экспертиз и самая современная техника сочетаются с тонким мастерством реставратора.

Длинный шлейф и искусные узоры серебряной нитью – в этом платье императрица Мария Федоровна стояла рядом с мужем Павлом I во время их коронации.

«Работа очень непростая с кружевом, потому что оно очень тонкое, и надо очень аккуратно все расправлять, аккуратно промывать, оно очень хрупкое», – рассказывает Елена Мухер, заведующая сектором реставрации тканей Музеев Московского Кремля.

Царственные особы просто обожали различные диковины. Вот, например, серебряная ложка, а в ней хитрый механизм – она складывалась, в ручке была спрятана вилка и еще несколько столовых приборов. А этот сосуд король Дании подарил Петру I. Это холодильник для вина, в середине серебряный цилиндр, сюда-то и засыпался лед, который охлаждал напитки. Тонко исполненная вещь, украшенная рельефами и инталиями попала к реставраторам покрытой микротрещинами. Боролись с ними с помощью вакуума – в безвоздушном пространстве в трещины проникал специально нанесенный адгезив. 

В экспозиции представлены также десятки икон и священных книг, у которых кропотливо восстановлены бумага, краски, переплеты.

В выставочном пространстве Патриаршего дворца, где собраны культовые артефакты – иконы, кресты, другая церковная утварь, самый ценный экспонат – запрестольный крест из канувшего в Лету Вознесенского монастыря (московское купечество сложило Вознесенский монастырь в 1816-м году в честь победы над Наполеоном). Крест собран из отдельных медальонов. Внутри каждого – древние мощевики XVI – XVIII веков.

Одним из самых ярких экспонатов экспозиции, несомненно, стала шпалера «Муза истории Клио», приобретенная в 1716 году для Петра I в Париже (королевская мануфактура Бове), над её восстановлением работали сразу три реставратора. Информационные терминалы дают возможность увидеть, в каком состоянии была эта вещь – и тут мастерство реставраторов очевидно.

А вот одним из самых необычных предметов можно назвать тарч –металлический щит и наруча с рукавицей. Реставрировать его пришлось не только специалистам по металлу, но и в отделе тканей, так как сильно пострадал его атласный подбой.

…Экспозиция, представляющая лучшие образцы собрания кремлевского музея, возрожденные реставраторами высочайшей квалификации, уже привлекла внимание не только профессионалов, но и самый широкий круг посетителей. Выставка будет работать до октября.


По материалам СМИ


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.