Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 мая 2024
«Чёрный ангел»

«Чёрный ангел»

Внешнеполитический напор США будет усиливаться прямо пропорционально ослаблению России
Ярослав Бутаков
17.11.2008
«Чёрный ангел»

На основании первых неопределённых заявлений Обамы уже высказываются предположения, что его курс будет менее конфронтационным в отношении России, Ирана и других геополитических соперников США, нежели курс Буша-младшего. Однако для таких прогнозов нет никаких веских причин. Мы знаем по опыту, что демократы в Белом доме ведут себя не менее агрессивно, чем республиканцы. Бомбёжки Сербии произошли при президенте-демократе Клинтоне. Обама пока не высказывается чётко ни по одному из спорных вопросов внешней политики США, и это понятно – ведь он ещё не действующий президент.

Буш сложит свои полномочия только 20 января 2009 года. А до этого времени никто не может запретить республиканской администрации завершить исполнение давно намеченных планов. В том числе и по размещению ПРО в Польше и Чехии. Думать, будто ответная угроза России разместить в Калининградской области ракетные комплексы «Искандер» способна заставить руководство США отказаться от его планов – значит, совсем не понимать психологии правящего класса государства, считающего его мировым лидером во всём. Наоборот, именно в неизбежно резкой реакции России администрация Буша почерпнёт дополнительные аргументы в пользу своей напористой политики на восточноевропейском направлении.  

Мнение, будто США приостановят реализацию своих противоракетных начинаний из-за опасения вызвать раскол в среде своих европейских союзников, также беспочвенно.

США всегда утверждали своё лидерство в Европе не прилаживанием к мнению европейцев, а тем, что вели их за собой. Здесь также ничего не изменилось и с приходом к власти Обамы вряд ли изменится. Так что можно быть уверенным: стартовые площадки американских ракет в Польше и радары в Чехии появятся, дело лишь во времени и в том, какой риторикой это будет сопровождаться. Но результат будет один, поэтому России необходимо укреплять свою безопасность на этом направлении без оглядки на то, что завтра-послезавтра скажет Обама - пока ещё не президент Соединённых Штатов.  

А всё-таки какой может стать общая внешняя политика будущего главы США?  

Перемен на российском направлении не ожидается. Напор США будет усиливаться прямо пропорционально ослаблению России. Новая администрация Белого дома приложит все усилия к тому, чтобы убедить своих союзников по НАТО принять в этот блок Грузию и Украину.

Далее, потенциальными кандидатами на вступление в Северо-Атлантический альянс являются также Молдавия и Азербайджан.

Весьма вероятно, что после включения Грузии в НАТО, что, на мой взгляд, уже предрешено, в практическую плоскость встанет вопрос не об Украине (что чревато резким ухудшением отношений с Россией), а как раз об этих двух небольших постсоветских государствах. Соблазнительной для новых хозяев Белого дома может казаться перспектива стать миротворцами в затянувшемся карабахском конфликте. Посредничество такого рода, венчаемое вступлением в НАТО, наряду с Азербайджаном, также и Армении (чтобы обе страны имели возможность решать свои разногласия на площадке альянса), означало бы полное утверждение влияния США на Южном Кавказе и крупную внешнеполитическую победу. В этом случае Грузия приобретёт благоприятные возможности для установления своей власти над Абхазией и Южной Осетией.  

Сможет ли Россия помешать этому неблагоприятному процессу? Сможет, если, во-первых, доведёт до логического конца решение абхазского и юго-осетинского вопросов, то есть включит обе республики в свой состав; во-вторых, будет активнее посредничать в урегулировании карабахского конфликта, улучшая свои отношения с Азербайджаном. Весьма важным в этой связи могло бы стать заключение этакого тройственного пакта о ненападении с Азербайджаном и Ираном, при котором все три государства взаимно обязались бы не допускать, чтобы с их территории могла исходить угроза нападения на какого-либо участника пакта. Это автоматически подразумевало бы обязательство Азербайджана не вступать в НАТО.  

Теми же мотивами откола от России потенциальных союзников будет продиктована политика США на центральноазиатском направлении. В августе с.г. ни одно государство региона не проявило намерения поддержать руководство РФ в вопросе с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. Заявления лидеров центрально-азиатских стран не вышли за рамки сдержанной лояльности, по типу «они не против действий России», а глава МИД Казахстана вскоре чётко пообещал, что его страна не последует за Россией в признании новых государств. Кстати, этого не сделала пока ещё ни одна страна СНГ, включая Белоруссию.  

Узбекистан, чуть только ему пообещали ослабление санкций, введённых за андижанский инцидент мая 2005 года, уже вышел из ЕврАзЭС – одного из казавшихся перспективными интеграционных образований под эгидой РФ (и Казахстана). Назревает явный разброд в «большой центральноазиатской тройке» – России, Казахстана и Узбекистана. Новая администрация Белого дома явно будет делать всё, что бы эти разногласия усилить.  

Со стратегическими целями в Центральной Азии будет увязываться политика Белого дома в отношении Китая. В условиях экономического кризиса США не станут обострять моменты непосредственного соперничества с Китаем (но не косвенного, как, например, на Среднем Востоке).

Более того, мы можем стать свидетелями согласия США и Китая на почве временного раздела Центральной Азии на сферы влияния за счёт окончательного вытеснения оттуда России.

Сложнее обстоит дело со Средним Востоком. Уход США из Ирака и Афганистана фактически предрешён. Аналитиками давно обсуждается вопрос о том, что США могут действовать в регионе методом «управляемого хаоса», инициировав процесс самоопределения национальных и конфессиональных государств в Ираке, Иране и Пакистане, затрагивая также Саудовскую Аравию и Турцию (Курдистан, шиитский юг Ирака, национальные регионы Ирана, не-ваххабитский Хиджаз с Меккой, Белуджистан). При президенте-демократе такая стратегия, преподносимая как «национальное освобождение народов Среднего Востока», будет смотреться довольно органично. В результате на части территории Ирана и таких вышедших из-под управления Вашингтона союзников, как Турция, Саудовская Аравия и Пакистан, возникнут марионеточные проамериканские режимы. Неблагоприятный эффект от ухода американских войск из Афганистана и Ирака тем самым будет сведён к минимуму. Глобальные позиции Китая будут резко ослаблены геополитической ликвидацией его партнёров в регионе. Частичной компенсацией за это и станет установление китайского доминирования в части Центральной Азии.  

Всего этого следует ожидать, если привычная за столетия внешнеполитическая доктрина США не претерпит кардинальных изменений. Но само избрание чернокожего президента указывает на возможность грядущих перемен в идеологической сфере правящего класса США. Разумеется, это не будет «американская перестройка», о которой начали говорить некоторые обозреватели. Обама, как и все его предшественники на президентском посту – такой же ставленник американских монополий. А значит, будет придерживаться той же линии на глобальное доминирование США. Может измениться только её концептуальное обоснование. И не удивительно, если оно станет сопровождаться реконструкцией всего идейного фундамента американского имперства.  

Кто сказал, что оно может опираться только на ветхозаветный мессианизм протестантских сект?

Нынешние выборы показали, что белое англосаксонское меньшинство США уже не определяет электоральных настроений.

Между тем, ислам в трактовке афро-американских радикалов, которого, по некоторым сведениям, придерживается Барак Обама или, по меньшей мере, благоволит к нему, способен стать идеологией имперской экспансии не в меньшей степени, чем протестантский мессианизм. Самое главное, что он найдёт в населении США гораздо больше отклика. Да и консервативному белому меньшинству не составит большого труда приспособиться к новой религии – как-никак, ислам сохранил ветхозаветные идеи яснее и чище, чем протестантство.  

Во всяком случае, одно вполне реально и несомненно: США отныне ещё крепче, чем прежде, займут место протектора мусульманских стран и национальных общин в их возникающих конфликтах со странами христианскими. Это будет подразумевать, среди прочего, попытку снова воспламенить конфликт в Чечне и зажечь огонь аналогичных ситуаций в ряде других регионов России. 

Европейцам же следует ожидать, что, в случае строптивости их правительств по отношению к США, события, подобные волнениям в Клиши-су-Буа, станут повседневным явлением. Через мусульманские общины Вашингтон попытается управлять европейскими союзниками, рискнувшими играть в независимость от ныне мультирасового «дяди Сэма». 

Специально для Столетия


Эксклюзив
06.05.2024
Николай Петров
Никто не вправе диктовать России, как нам жить в собственной стране
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.