Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
На Кавказе могут появиться военные базы США

На Кавказе могут появиться военные базы США

Главный кандидат на размещение военных объектов Пентагона - Грузия
Александр Шустов
25.09.2009
На Кавказе могут появиться военные базы США

Спустя сутки после того, как Пентагон заявил о планах по размещению элитных подразделений в государствах Центральной Азии и Пакистане, стало известно о намерении США дислоцировать свои военные объекты и на территории Южного Кавказа.

18 сентября американский Интернет-ресурс «EurasiaNet», спонсируемый институтом «Открытое общество» Дж. Сороса, сообщил о состоявшемся днем ранее брифинге, на котором заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерал Джеймс Картрайт заявил о планах Пентагона по размещению радаров раннего оповещения на Кавказе. По словам Дж. Картрайта, которые цитирует издание, «возможно, мы разместим их на Кавказе для отслеживания траектории на самом раннем этапе». Отмечая, что в тот же день президент США Барак Обама объявил об отказе от планов по размещению противоракетных систем в Чехии и Польше, «EurasiaNet» заключает, что радость России по этому поводу была преждевременной.

Поскольку страна, где предполагается разместить радары, представителями Пентагона названа не была, подозрения экспертов сразу пали на Грузию.

По мнению «EurasiaNet» «Армения не захочет сердить своего стратегического союзника Россию, размещая на своей территории радары, а Азербайджан не станет ставить под удар свои и без того напряженные отношения с Ираном». Кроме того, издание приводит слова бывшего директора Фонда «Открытое общество – Грузия», близкого к администрации Михаила Саакашвили депутата грузинского парламента от правящей партии «Единое национальное движение» Давида Дарчиашвили, сказанные им в интервью проправительственному телеканалу «Рустави-2»: «Американское решение согласуется с нашими [оборонными] нуждами. Вероятно, что в случае размещения радара в районе Кавказа, грузинские интересы в области безопасности будут защищены. И не так уж важно, где и каким образом эти элементы ПРО будут развернуты».

Вскоре стало известно, что планы США по размещению своих военных объектов на Кавказе могут не ограничиться радарами. 23 сентября «Независимая газета» со ссылкой на вышедшую накануне публикацию в тбилисской газете «Резонанси» сообщила, что к 2015 г. в Грузии могут появиться полноценные американские базы. Сообщаемые изданием детали свидетельствуют, что этот проект уже находится в стадии разработки.

Размещение военных объектов в Грузии лоббирует группа конгрессменов от Республиканской партии, а в Пентагоне разработку этого проекта курирует бывший вице-президент США Дик Чейни.

Планируется, что работа над документом будет завершена к 2010 г., и, в случае его утверждения конгрессом, к 2014-2015 гг. строительство баз будет завершено. Конфигурация будущих баз США, судя по имеющейся информации, является симметричным ответом России – Пентагон планирует разместить в Грузии одну морскую и две сухопутные базы. Однако численность военнослужащих США, которая может составить до 25 тыс. чел., существенно превышает российский контингент в Абхазии и Южной Осетии, в каждой из которых Россия разместила по одной бригаде численностью около 3,7 тыс.солдат и офицеров.

По предположению «Независимой газеты» вопрос о размещении американских военных баз на территории Грузии мог обсуждаться в ходе состоявшихся 21 сентября закрытых переговоров Михаила Саакашвили, который прибыл в Нью-Йорк для участия в 64-й Генеральной Ассамблее ООН, и госсекретаря США Хиллари Клинтон. Однако об их содержании пока ничего не известно.

Главным результатом переговоров стало заявление Х. Клинтон о том, что США не собираются признавать Южную Осетию и Абхазию, а также будут препятствовать их признанию другими странами.

С точки зрения госсекретаря США эти сепаратистские регионы должны быть вновь интегрированы в состав грузинского государства, что можно сделать «повышением привлекательности Грузии» и «развитием демократических ценностей».

По данным заведующего отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергея Маркедонова контакты государств Южного Кавказа и США в военной сфере начали развиваться вскоре после распада СССР. Так, в декабре 1991 г. был создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), призванный установить более тесные контакты с закавказскими республиками бывшего СССР. В 1992 г. все они стали членами ССАС, а в 1994 г. подключились к проекту НАТО «Партнерство ради мира». В 1999 г. Грузия и Азербайджан, а в 2002 г. Армения присоединились к натовской программе «Процесс планирования и обзора».

В отличие от Армении, внешнеполитический курс которой оставался пророссийским, Грузия и Азербайджан неоднократно заявляли о своем стремлении вступить в ряды НАТО.

Причем Азербайджан в американских планах занимал не менее значимое место, чем Грузии. По сведениям «Красной звезды» Азербайджану отводилась важная роль в программе НАТО «EUCOM Transformation» (перемещение в страну американских войск), совместной программе США, Казахстана и Азербайджана «Каспийская охрана», программе военно-воздушных сил США глобального продвижения по малым военным базам «Лиловая подушка», в рамках которой на территории республики планировалось создать три базы подскока - Кюрдамира, Насосной и Гуюллаха, а также в программе строительства США в регионе объединенной ПРО и ПВО «Кавказнет».

Часть из этих планов уже реализована. Как заявил 21 сентября руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок США уже построили на территории Азербайджана две станции радиолокационного обнаружения. Одна из них, по его словам расположена недалеко от Габалы и «смотрит» на Россию, а другая «смотрит» на Иран. По данным старшего научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимира Евсеева эти станции были построены в 1990-е гг. прошлого века, а их главной целью является «контроль над движением грузов по Каспию». Тем не менее, в качестве вспомогательного элемента системы ПРО они могут быть использованы. В данном разделе представлены лицензированные русскоязычные интернет казино, в которых можно играть в сертифицированные игровые автоматы от ведущих поставщиков программного обеспечения на реальные деньги, не беспокоясь о честности отдачи. Смотрите Список лицензионные казино 2019 с хорошей отдачей, лицензией по выплатам и отзывам, а также с контролем честности. На моём сайте собраны топ 10 лучших онлайн казино России на реальные деньги которым доверяют все игроки мира.

Помимо военных целей, планы США по размещению своих военных объектов на Кавказе имеют и экономическую составляющую.

После распада СССР Грузия стала крупной транзитной страной, через территорию которой пролегли связавшие Азербайджан с черноморскими портами Грузии и Турцией трубопроводы. Крупнейшим проектом стало строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) пропускной способностью 50 млн. тонн нефти в год, который был введен в эксплуатацию в 2007 г. С 1999 г. действует нефтепровода Баку-Супса, построенный на основе старого советского нефтепровода Баку-Батуми. В 2006 г. был введен в эксплуатацию транзитный газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум пропускной способностью около 6,6 млн. куб. метров газа в год. Кроме того, поставки нефти осуществляются по Грузинской железной дороге до терминалов в Батуми и Кулеви, и далее танкерами по морю. Через Грузию пролегает созданный при поддержке Евросоюза транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), целью которого является формирование транспортно-коммуникационных маршрутов из Центральной Азии на Запад в обход России.

Крупные инвестиции западных компаний в трубопроводные проекты на территории Грузии стали одной из главных причин резко негативной реакции Запада на вмешательство России в грузино-осетинский конфликт.

По мнению западных СМИ и экспертного сообщества, поставив под свой контроль Грузию, Россия может в одночасье прекратить функционирование транспортного коридора в обход своей территории. Убедить в этом Запад пытался и М. Саакашвилли, неоднократно заявлявший о мнимых ударах российской авиации по грузинским трубопроводам.

Между тем, развернувшиеся на территории Грузии 8-12 августа 2008 г. боевые действия действительно привели к остановке всех альтернативных каналов поставки энергоносителей из Каспийского бассейна на Запад. Еще до начала войны 6 августа в результате диверсии, ответственность за которую взяла на себя Курдская рабочая партия, прекратил работу нефтепровод БТД. 10 августа Азербайджанская национальная нефтяная компания (ГНКАР) заявила о прекращении поставок нефти через грузинские порты и эвакуации персонала с терминала Кулеви, оказавшегося в непосредственной близости от зоны военных действий. 12 августа была остановлена работа нефтепровода Баку-Супса и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум. Часть нефти, ранее транспортировавшаяся по трубопроводу Баку-Супса, была перенаправлена Азербайджаном по нефтепроводу Баку-Новороссийск. Поставки нефти через терминал в Батуми прекратил и Казахстан, которому принадлежит сам порт и базирующийся в нем танкерный флот. Излишки нефти было решено переориентировать на внутреннее потребление. При этом один день простоя терминала в Батуми обходился Казахстану, вложившему в грузинскую экономику около 10 млрд. дол., в 500 млн. тенге.

По оценке инвестиционной компании «Тройка-Диалог», полное прекращение транзита нефти через Грузию привело к недопоставке на мировой рынок порядка 1,6 млн. баррелей в сутки.

Большая часть этой нефти принадлежала Азербайджану, так как транзит казахстанской нефти был невелик и составлял всего около 20 тыс. баррелей в сутки. Потери от снижения экспорта азербайджанской нефти были эквиваленты 0,5-1% потребности мирового рынка, что вряд ли могло оказать сильное влияние на мировые цены. Тем не менее, после начала «пятидневной войны» цены на нефть заметно выросли. В итоге конфликт на Кавказе поставил под сомнение надежность грузинского транспортного коридора и перспективы его дальнейшего расширения, так как в условиях неурегулированности российско-грузинского конфликта безопасность нефте- и газопроводов, проходящих вблизи от зоны возможных боевых действий, вызывает у инвесторов серьезные сомнения.

Наиболее яркий пример – поведение Казахстана, который после «пятидневной войны» отказался от строительства зернового терминала в Поти, нефтеперерабатывающего завода в Батуми и пересмотрел стратегию форсированного подключения к трубопроводу Баку—Тбилиси—Джейхан.

В том, что США стремятся контролировать маршруты поставки углеводородов из Каспийского бассейна на Запад всеми возможными мерами, включая военные, у аналитиков сомнений не вызывает. Планы по размещению станций слежения и военных баз в Грузии, озвученные в течение последних дней, лишний раз это подтверждают. Однако масштаб этих мероприятий и ту угрозу, которую они представляют для России, можно будет ценить лишь после того, как формат военного присутствия США на Южном Кавказа будет согласован с правительствами соответствующих государств.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..