Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Страшные сны Украины

Страшные сны Украины

Почему темы раскола страны, близкой войны активно раскручиваются украинскими СМИ
Валерий Панов
07.10.2009
Страшные сны Украины

Ну, скажите на милость, можно ли в здравом уме и рассудке выносить на всенародное обсуждение проблему вероятного раскола государства, которое за 18 лет своего существования и самостоятельным в прямом смысле этого слова стать не успело? Но о грядущем распаде, как уже о неизбежном факте, вовсю трубят политики, СМИ с настойчивостью, достойной лучшего применения, массово тиражируют эту радикально конфронтационную тему.

А случилось всего-навсего то, что почти не известный украинскому обществу итальянский журнал Limes опубликовал статью, в которой спрогнозировал раскол Украины на три части. Согласно мнению зарубежных экспертов, в результате геополитических изменений и нарастающего мирового финансового кризиса вместо современной Украины могут возникнуть Восточная Украина - это Крым, Харьковская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская области (они якобы должны войти в состав Российской Федерации); Центральная Украина — Черниговская, Сумская, Житомирская, Киевская, Полтавская, Винницкая, Черкасская, Кировоградская, Николаевская, Одесская, Хмельницкая и Черновицкая области (эти, согласно идее иностранцев, войдут в некий «Российский блок»); Западная Украина в составе Ровенской, Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской и Закарпатской областей будет придерживаться нейтрального статуса. Причем Волынская область, по мнению журнала, отойдет Белоруссии.

Вряд ли, конечно, следовало этой писанине уделять столько внимания, сколько было ей уделено на Украине. Тем более, что тема развала, раскола, сепаратизма уже изрядно всем набила оскомину. Политики, правда, не устают пугать друг друга неконтролируемым развитием центробежных процессов в результате, понятно, «антигосударственной» деятельности оппонентов. Народ думает иначе и хочет жить в Украине, объединенной в нынешних границах Советским Союзом. Хотя, к сожалению, оранжевый режим так активно потрудился над увеличением культурно-исторических отличий разных регионов, что даже сам ужаснулся плодам своей бурной деятельности. Оно и понятно, американцы вон тоже испугались такой перспективы, но дело сделано, и как быть теперь с возможным расколом страны?

Да ничего страшного не происходит, теоретически такая возможность есть всегда в любом государстве. Украина, к счастью, точку невозвращения не прошла, не поздно и остановиться. Нашлась бы политическая воля да сильный лидер.

Вспомните, сколько воюет Ирландия за свою независимость от Британии? Столетия, но Великобритания сохраняется. В Канаде не искоренены противоречия между англо- и франкоговорящими провинциями. И что? Самой многочисленной украинской диаспоре живется там лучше, чем в любой другой стране. Евросоюз с его идеей западноевропейского мессианства под фанфары повторного референдума в Ирландии, подтвердившей, наконец, свое участие в Лиссабонском договоре, медленно, но верно превращается в империю наподобие империи Карла Великого, просуществовавшей, кстати, немногим более 40 лет. Европа, тем не менее, сознательно идет на исторический риск ради сегодняшнего благополучия своих граждан. (К слову, Ангела Меркель несколько лет тому назад была награждена орденом Карла Великого, не символично ли?) Примеры можно продолжить, но, подчеркнем, сегодня никто в мире не ставит под сомнение как правомерность межгосударственных объединений, так и территориальную целостность современных европейских государств. Правда, никто и не гарантирует эту целостность, даже НАТО, а может быть, наоборот, НАТО – в первую очередь, как свидетельствует печальный опыт Югославии. Но почему-то именно Украина с ее внутренними противоречиями, в той или иной степени присущими разным странам, постоянно пребывает в поле зрения европейских и американских специалистов по вопросам геополитики. И, по странному совпадению (?), исключительно оранжевые деятели подливают масла в огонь потенциальных конфликтов в собственной стране.

Так, почти сразу же после выхода в свет упомянутой выше итальянской публикации, в популярном украинском еженедельнике «Зеркало недели», откровенно прозападном и пронатовском, появляется статья «Большой сосед определился. Что Украине делать дальше?». Ее авторы Владимир Горбулин, академик НАНУ, директор Института проблем национальной безопасности при СНБО Украины (экс-секретарь Совбеза и бывший советник президента Виктора Ющенко), и Александр Литвиненко, доктор политических наук, советник директора Института проблем национальной безопасности при СНБО Украины (бывший руководитель одного из структурных подразделений Совбеза) пишут: «Речь идет фактически об ультиматуме (России. – В. П.): сохранение территориальной целостности Украины обусловлено ее переходом к «особым отношениям» с РФ, а фактически — к российскому протекторату над слабой Украиной. Речь не о разработанном плане действий, а именно о стратегических целях и задачах, направлениях и приоритетах…

Следовательно, не исключено, что установление протектората может рассматриваться лишь как переходный этап для дальнейшего территориального раздела Украины, вероятно, на три части, по модели, оглашенной, скорее всего, российской (?) разведкой в итальянском геополитическом журнале Limes (выделено мной. – В. П.). Речь идет о прямом включении Юга и Востока Украины в состав РФ, создании марионеточного правительства на территории Центральной Украины и отмежевании от Западной как основного «возмутителя спокойствия».

И далее (это стоит того, чтобы процитировать): «В этих условиях реализация национальных интересов само выживание Украинского государства в нынешних границах потребует неотложного осуществления комплекса мер…

Последовательная реализация предложенных мероприятий может постепенно если не снизить напряжение в отношениях Украины с Россией, то, по крайней мере, ограничить их конфликтность, а также минимизировать потенциальный вред для национальных интересов Украины…

В случае неэффективности других методов, в частности неуступчивости нового президента Украины, который будет избран на всенародных выборах 17 января 2010 года, нельзя полностью исключить и применение прямых силовых средств».

Здесь что ни строчка – то крупномасштабный тезис, развивающий выводы итальянских экспертов о растущей агрессивности России и ее «имперских аппетитах».

Журал Limes ведь, главным образом, акцентирует внимание на возобновлении геополитических амбиций России. Пишет о распространении российской сферы влияния за пределы бывшего советского пространства - на Балканы, в Средиземноморье, Ближний Восток, Латинскую Америку, Африку. А также о том, что возрождается ось «Берлин - Москва» (О, ужас!). Для того чтобы противостоять угрозам, Соединенные Штаты (почему именно и только они?) могут, дескать, полагаться на поддержку стран, которые условно можно назвать врагами России: Великобритания, Польша, страны Прибалтики, Румыния, Швеция, Грузия и Косово. Добавим - после упомянутой публикации в «Зеркале недели» сюда, видимо, следовало бы включить и нынешнюю Украину, для которой как бы уже и открывается прямая дорога в НАТО. Такая логика напрашивается сама собой, а для каких же еще целей нужно весь антироссийский огород городить?

«У нас было 14% сторонников, сегодня 33%. Мы имеем впервые большее количество сторонников интегрирования, чем оппонентов», - сказал, в частности, Виктор Ющенко 30 сентября во время созываемой на манер американских президентов «пресс-конференции на зеленой лужайке». Здесь украинский президент, мягко говоря, лукавит по своему обыкновению, выдавая желаемое за действительное: количество сторонников членства Украины в Североатлантическом альянсе за все годы его правления практически не изменилось, а согласно последним социологическим опросам, даже опустилось до 13%. Как быть? Да нет ничего проще, проверено еще, как говорят в Галиции, «фирером» и апробировано его главным идеологом доктором Геббельсом – создать образ внешнего врага, на роль которого, по определению, подходит Россия, и только она.

Тема близкой войны с Российской Федерацией активно раскручивается электронными СМИ, не сходит со страниц газет и журналов.

Дело оболванивания населения продвигается настолько успешно, что в обсуждение этой гипотетической «угрозы» уже практически включились даже рыночные торговки и мирные домохозяйки: глас народа!..

Основную угрозу национальной безопасности Украины представляет, конечно, Крым. Политическая нестабильность в стране приводит к тому, что центральная власть недостаточно внимания уделяет контролю ситуации, чем пользуются местные сепаратисты. Как заявил в интервью тому же (!) «Зеркалу недели» новый начальник главного управления министерства внутренних дел Украины в Крыму Геннадий Москаль (заметим, и народный депутат по совместительству от «коалиции Ющенко», что запрещено Конституцией): «Это взрывоопасная точка. И это должна понимать не только милиция, это должны понимать президент и Верховная Рада, кабинет министров, генеральная прокуратура, а, прежде всего, Служба безопасности Украины. И я считаю, президент должен увеличить количество сотрудников этой службы, и задачи должны быть поставлены более жестко». Как сообщила пресс-служба того же генерала Москаля, министерство внутренних дел обвиняет местные власти в пособничестве массовой скупке россиянами земли на Южном берегу Крыма. Генерал попросил, в частности, мэра Сочи Анатолия Пахомова предоставить информацию о том, сколько граждан России получили в 2006-2009 гг. земельные участки в городе. А если сюда еще добавить неумолкающие вопли оранжевых о том, что Черноморский флот России, а в первую очередь, российские морские пехотинцы находятся в Крыму исключительно ради того, чтобы в нужный момент «поддержать сепаратистов», и консульство России, как в случае с Южной Осетией, давно и «массово раздает российские паспорта украинским гражданам в Крыму», то фактически получится, что casus belli уже сформирован. С российской, разумеется, стороны. Значит, нападут, как и на Грузию напали… Да, это не оговорка: в то время, когда даже до наиболее твердолобых европарламентариев дошло, что агрессию совершила Грузия, на Украине по-прежнему долдонят, что агрессор – Россия, впрочем, и террористов, разбойничающих в Чечне и других кавказских республиках, здесь уважительно именуют «повстанцами», ведущими «национально-освободительную войну». Как именовали еще при Кучме, заметим.

«Войны и конфликты начинаются с дискуссий о них как о возможных вариантах, - говорит директор международных программ Центра Разумкова, ведущего украинского исследовательского института, Валерий Чалый. – Сегодня впервые за много лет, звучит слово война, и оно не исключается как нечто невозможное».

И хотя, мол, мы все очень надеемся, что войны не будет, тем не менее, Центр, оказывается, еще с 2005 г. интересуется: а будут ли граждане защищать свою страну? И вот какая любопытная «картинка» вырисовывается. «Да» ответили: в декабре 2005 г. – 53,1%, в августе 2008 г. – 48,4%, в июле 2009 г. – 62,8%. Количество же «не готовых к бою» сокращается, соответственно: 26,7%, 27,5% и 19,8%. А с кем воевать-то собрались, ребята?

Оранжевый истеблишмент вкупе с большинством украинских СМИ давно уже решил за весь народ, и с кем, и зачем. Истерика охватила киевских политиков, когда Госдума приняла к рассмотрению несколько поправок в закон «Об обороне», предложенных президентом РФ Дмитрием Медведевым. Суть этих поправок, если коротко, сводится к возможности использовать вооруженные силы за пределами России. Подобная норма есть, к примеру, в военной доктрине Америки, где сказано: «Соединенные Штаты оперируют военным инструментом национальной мощи дома и за границей для поддержки целей своей национальной безопасности в разнообразных военных операциях». А в июле президент Виктор Ющенко своим указом внес изменения в военную доктрину Украины. Теперь статья 27 звучит так: «Отражение нападения агрессора с воздуха, суши и моря и недопущение вторжения группировок его войск (сил) на территорию государства; ведение операций и боевых действий с целью нанесения поражения войскам (силам) агрессора, его разгрома». Иными словами, чтобы «не допустить», следует «отразить», однако на чьей, позвольте спросить, территории, если еще не напали? Потому, видимо, статья 21 этого же документа однозначно определяет: Объединенные силы быстрого реагирования применяются «в случае возникновения террористических угроз безопасности государства из-за пределов Украины». И ничего, никакого шума, никакой международной обструкции. Какие еще вопросы?

Ан нет, «истинные патриоты» поднимают вселенский шум по поводу готовящейся против Украины «войны», «планов расчленения Украины», «отделения Крыма», «имперского мышления» России и разных прочих «нецивилизованных методов» разрешения конфликтов.

И мало кто придал значение тому факту, что почти одновременно с голосованием в российской Думе появился указ Ющенко о тотальной проверке обороноспособности вооруженных сил, чтобы определить, мол, насколько готова армия вкупе с морально устаревшей авиацией и ржавым флотом к защите Украины. В Крыму, к слову, прошли тактические учения по разгрому сепаратистов и поддерживающих их неких «вооруженных формирований» (российских, понятно). «Национально-озабоченная» часть интеллигенции призвала США, Великобританию, Францию и Китай созвать международную конференцию для обеспечения реальных гарантий безопасности Украины. Шутка ли сказать, законодательно постановляется, что президент России сможет, невзирая ни на какие там ООН и Евросоюз, легким движением руки двинуть войска на другие государства «для отражения агрессии», «защиты граждан РФ за рубежом» (зря, что ли, Россия раздавала паспорта пачками?), ловить пиратов. Дескать, подобный закон с точки зрения международного права абсолютно неприемлемый, просто многие еще не поняли, что на мнение «цивилизованного» мира Кремлю «глубоко наплевать». А вот они прежде всех поняли и страшно озаботились коварными происками «москалей».

Вот уже украинский экс-министр обороны, метящий ныне в президенты, Анатолий Гриценко предостерегает народ о том, что даже отсутствие агрессивного закона об обороне не сдержало Россию и не обезопасило Грузию год тому назад: «Если Россия решит применить силу, то применит ее все равно». А международное законодательство, к которому так привыкли апеллировать, откровенно попирается как и в 30-е годы. Кстати, о тридцатых годах, когда после Мюнхенского сговора произошли роковые для Европы и мира события, на которые сослался полковник запаса Гриценко. 23 сентября с. г. Сейм Польши через аккламацию (без дебатов и голосования!) принял специальную резолюцию, осуждающую «вторжение Красной Армии» 17 сентября 1939 г. в Западную Украину и Западную Белоруссию, которые тогда, между двумя мировыми войнами, входили в состав польского государства. Есть там пару интересных пассажей, раскрывающих подлинную суть и смысл «модерной» польско-украинской «любви».

Например, о том, что «17 сентября 1939 года войска СССР без объявления войны напали на Польшу (с территории Украины! - здесь и далее выделено мной – В. П.), в нарушение ее суверенности и ломая основы международного права. Основанием для агрессии Красной Армии стал пакт Риббентропа-Молотова от 23 августа 1939 года между СССР (куда и Украина входила, между прочим!) и гитлеровской Германией». В результате чего, делается вывод, «был произведен четвертый раздел Польши» (при участии Украины, разумеется!). Иными словами, произошел незаконный захват (оккупация!) той части страны (Галиции), которая с 1939 г. входит в состав современной Украины, но о которой польский парламент по сей день говорит как о «восточных территориях Второй Речи Посполитой», где проживали польские граждане (в том числе, и многие галичане, бездумно выступающие сегодня против «пакта»).

Примечательно, что из текста резолюции исключены такие современные государства Восточной Европы, как Молдавия, Украина, Белоруссия и Россия, хотя их современные территории как раз и были сформированы в рамках СССР в результате осуждаемого резолюцией пакта за счет Польши. А проблема формирования территории современной Литвы, тоже получившей в 1939 г. свой кусок польского «пирога», обойдена вниманием вообще. Таким образом, эти и прочие обстоятельства позволяют сделать следующий вывод: с политической точки зрения резолюция объявляет территории современной Молдавии (Бессарабии без Приднестровья) результатом нарушения территориальной целостности Румынии в 1940 г., а территории современных Украины, Беларуси и Литвы - итогом нарушения территориальной целостности Польши в границах 1939 г.

Тем самым поляки не только ставят под сомнение, но и фактически отвергают историческую легитимность территориальной целостности этих государств. (У России, особо подчеркнем, территориальных притязаний на официальном уровне к Украине нет!)

Каких-то правовых последствий резолюция польского сейма за собой не повлечет, однако, согласитесь, заявка на пересмотр границ сделана серьезная. Румыния открыто предъявляет Украине территориальные претензии, часть морского шельфа, богатого углеводами, уже отсудила. Теперь за устье Дуная поднимается спор. Что дальше? Прежде всего, нужно бы украинцам помнить, как Владимир Путин сказал, что война России с Украиной не может ему и в страшном сне присниться. А что, на Украине, наоборот, вооруженный конфликт с Россией уже реально привиделся? Судя по всему, да. Жаль: народы, как бы там ни было, а все-таки – братские! Президент России Дмитрий Медведев тоже всегда так говорит. Не в радость тем, кто страстно желает обратного. Не дождетесь, господа, не дождетесь!

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.