Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
11 октября 2019

История советского кино изложена живо

В «Истории советского кино», на некоторых страницах первого тома, на мой взгляд, также недостаточно четко и последовательно проанализировано столкновение противоборствующих лагерей, разных идеологий. А ведь эти столкновения не замыкались лишь в сфере узкоэстетических дебатов, а практически, постоянно, изо дня в день выявлялись в определенной нравственной и психологической атмосфере, в которой и развивалось творчество революционных мастеров, передовых, «левых» художников.

Может быть, в последующих изданиях, в последующих томах такого рода рассказ об общественной атмосфере, существовавшей в кино в тот или иной период, будет дан. Он крайне необходим, этот рассказ, потому что касается не только Вертова, но и многих других талантливых режиссеров. С этой точки зрения, мне кажется значительной публикация в первом томе «Истории советского кино» подробной биографии талантливого режиссера Кавалеридзе, о котором в киноведческих изданиях нельзя было прочитать ничего вразумительного и определенного на протяжении многих лет. То, что оценка деятельности этого режиссера теперь пересмотрена с объективных позиций, на подлинно научной основе — так же как и оценка творчества Ржешевского — составляет несомненное и серьезное достижение первого тома «Истории советского кино».

Если говорить в целом об ощущении, которое создается при чтении тома (а не только о частных несоответствиях и более или менее очевидных слабостях, касающихся истории документального кино), то мне кажется, что история советского кино в этом томе изложена образно, живо, ярко, по-настоящему талантливо, по-настоящему научно. В этом смысле я поддерживаю суждения Е. С. Громова о «синтетической» природе обсуждаемого издания, о том, что этот том вобрал в себя все лучшее, что было накоплено советской киноведческой мыслью до сих пор. Выход из печати этого тома — большое событие в истории советского киноведения, советской науки об искусстве.

Я был одним из руководителей работы над этим томом, участвовал в нем как автор и как один из его научных редакторов. Мне, очевидно, следовало бы слушать, а не выступать. И если я все же взял слово, то лишь затем, чтобы разъяснить участникам обсуждения те задачи, которые мы перед собой ставили, и сказать о трудностях, которые встретились нам, когда мы пытались их разрешить.

А трудности определялись как широтой поставленных перед этим изданием задач, так и очень большим охватом материала, на котором их надо было решать.

Р. Юренев в своей хорошей краткой истории советского кино (к сожалению, в свет вышла пока только первая ее часть) должен был показать закономерности развития советского кино на отдельных немногочисленных примерах. Мне представляется, что ему это удалось, что он сумел выявить самые важные направления развития нашего киноискусства и в коротких и точных характеристиках показать вклад крупнейших мастеров кино в советскую художественную культуру.

В другом, большем по объему труде — в учебнике, написанном коллективом авторов ВГИКа, главным является показ идейного и тематического богатства нашего кино: развитию национальных отрядов киноискусства и анализу фильмов в нем уделено относительно немного места. И этот подход к освещению истории советского кино мне представляется тоже вполне оправданным. Учебник по истории советского кино — полезное пособие для студентов.

В нашем четырехтомнике сделана попытка более широкого охвата истории советского кино. Мы хотели исследовать историю советского кино как искусства многонационального и раскрыть закономерности его развития прежде всего через анализ наиболее характерных для своего времени фильмов.

Поэтому мы считали, что нам к оценке фильмов, жанров, направлений надо было обязательно подходить исторически. Играю тут уже не первый месяц. Попробовал различные площадки. Но пока №1 является именно пин ап казино. Заходишь на официальный сайт тогда, когда захочется. Все время работает. Зеркало в интернете найти вообще не проблема. Ничего не зависает.

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
09.10.2019
Беседа с режиссером-документалистом, создателем кинофестиваля «Флаэртиана» (Пермь).
Фоторепортаж
07.10.2019
Подготовила Мария Максимова
Выставка в Государственном центральном музее современной истории России посвящена транспорту.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».