Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Как увидеть невидимое

Как увидеть невидимое

Новый документальный фильм А. Вигилянской стал событием в нашей духовной жизни
Мария Головкина
22.05.2019
Как увидеть невидимое

Молодая женщина за рулём, тревожно вглядывающаяся в ночную мглу с безбрежными лесными пространствами – в первых кадрах картины, и фигура старца посреди этих же пространств, только уже нарисованная красками на холсте, – в последних... Женщина за рулем – это Александрина Вигилянская, вдохновитель и автор показанного недавно по «Культуре» нового документального фильма «Видимое невидимое» (студия «Фишка-фильм», документальный детектив, режиссёр Ирина Васильева, сценарий Александрины Вигилянской), снятого по её одноименной книге, которая вышла в конце прошлого года в издательстве Сретенского монастыря.

Презентации книги с большим успехом прошли в храме святой мученицы Татианы при Московском университете и в Духовно-просветительском центре имени святого Игнатия Богоносца в Колтушах в Петербурге.

«Александрина Вигилянская, – говорится в анонсе телеканала «Культура», – дочь известного московского священника и православного публициста о. Владимира Вигилянского и поэтессы Олеси Николаевой отправляется в путешествие по страницам истории своей семьи. Это исследование становится для героини фильма уникальным опытом, полным мистических откровений и неожиданных открытий. Обнаружив на одном из провинциальных церковных кладбищ старое захоронение диакона по фамилии Вигилянский, Александрина отправляется в долгий путь в поисках своих корней. Будет ли она готова к той удивительной правде, которая ждет ее в конце этих поисков?».

***

Хотя поиски прославленного предка оказались, как считает Александрина, сравнительно недолгими, само приобщение к ним стало для неё погружением в царство совершенно особого пространства-времени, где прошлое не только не исчезает, но и вступает с миром потомков в безмолвный, но почти прямой диалог.

Согласитесь, неожиданно обнаружить среди собственных предков святого, да ещё признанного чудотворца, случается, скажем прямо, не часто. И, наверное, главным чудом, сотворённым святым Алексием Бортсурманским, и стал фильм, задуманный, как оказалось, дочерью его прямого потомка.

Чудом стала работа над фильмом и для самой съёмочной группы – небольшого коллектива кинематографистов. И хотя процесс этот, конечно, не обошёлся без трудностей, создатели фильма постоянно ощущали Божью помощь.

Нужно отдать должное невероятной энергии и самоотверженной преданности задуманному делу со стороны самой Александрины – писателя, публициста, художника, автора ряда сценариев для документальных фильмов, преподавателя русской словесности во Французском лицее имени Александра Дюма, отягощенной к тому же семейными заботами.

В течение нескольких лет в любую погоду, в свободное время она колесила по необъятным просторам Родины. Колесила, повинуясь лишь странному, увлекавшему в безвестную даль наитию. Потом она признает, что все её действия, до каждого последнего шага, были подчинены какому-то незримому и не подвластному человеку Плану – высшей силе, которая буквально вела её за руку, открывая любые двери, разрешая самые неразрешимые ситуации...

Неслучайно, работа над картиной выпала на долю именно Александрины Вигилянской, тонкого и самобытного живописца. Ведь одно из её главных бесценных качеств – поразительное вживание в натуру, умение передать дыхание самой жизни. Помножьте это на литературное дарование, острое чувство композиции, ситуации, слова, то есть всего того, что составляет своеобразное чувство кадра, плюс несомненные организаторские и режиссерские способности – и вы получите идеальные условия для создания уникального фильма.

***

В новом фильме «Видимое невидимое», ставшем для Александрины главным делом всей жизни, зрителя не покидает ощущение приобщённости к чему-то истинному и, на фоне нынешней житейской рутины, несоизмеримо высокому.

Создатели фильма максимально использовали возможности динамичного кинематографического языка. И рядом с выразительным крупным планом живописного упавшего с дерева листа перед зрителем открывается необъятная панорама русской земли, увиденной сверху, с птичьего полёта. Она доносит до зрителя главное содержание картины – все мы в мире не одиноки, находимся под неусыпным вниманием и защитой.

Стоит ли говорить, сколь пригодился Александрине Вигилянской её дар художника-пейзажиста.

Ведь именно просторы никому не ведомой российской глубинки – нередко предстающей на её этюдах в туманной, непроявленной дымке – совершенно случайно и неожиданно для неё самой привели Александрину на могилу однофамильца, диакона Петра Вигилянского, ставшую первым звеном в цепи дальнейших поисков и открытий.

Сценарий фильма строго сохраняет верность реальным событиям. А они разворачиваются с почти детективной, в хорошем смысле этого слова, захватывающей последовательностью, держа зрителя в постоянном напряжении.

Сначала Александрина нашла внука диакона Петра Вигилянского, краеведа из города Вязники Владимирской области Льва Валериановича Вигилянского и встретилась с ним. Выйдя на пенсию, этот замечательный человек уже многие годы занимается поиском документов в архивах о своей родословной. Как оказалось, он давно искал встречи и с семьёй Александрины. И пусть, как выяснилось при их встрече, они не принадлежали к ветви генеалогического древа, составленного им. Тем не менее всё это оказалось началом той дороги, которая и привела Александрину к главной цели её непростого пути.

А потом на призывы автора в Сети появились отклики многочисленных, ранее не известных родственников, а также свидетелей, очевидцев, знакомых. Так Александрина обрела поистине уникальные архивы и указание на конкретные города и села, где нужно искать следы своих предков.

***

Как говорят, самое важное – это оказаться в нужный момент в нужном месте. И то, что предстаёт перед главной героиней фильма в его кульминационной, центральной, части, иначе как чудом и не назовёшь. А предстает перед ней в центре затерянного среди необозримых пространств в нижегородских лесах и весях села с необычным названием Бортсурманы храм в честь Успения Божией Матери – ослепительно-белый и, как показалось Александрине, самый прекрасный из всех, когда-либо ею виденных. И толпы собравшихся перед ним паломников.

Отмечался главный храмовый праздник, посвящённый местному чудотворцу – святому праведному Алексию Бортсурманскому.

В тот памятный день, заночевав в лесу, в палатке возле своей машины, из текста прочитанного тут же жития Александрина и поняла, что святой был её прямым предком –дедом с пятью «пра», священником Алексием Гнеушевым!

Зачем нужна дорога, если она не ведёт к Храму?! Это высказывание из известного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние», давно ставшее крылатым, для Александрины – не пустые слова. Ибо именно дорога и привела её, ещё перед селом Бортсурманы, в бывший город, а ныне лишь заброшенное село – Курмыш Нижегородской области. Привела – о чудо! – на родину ее отца протоиерея Владимира Вигилянского, где в изуродованном храме в честь Рождества Богородицы, ставшем сельским клубом, когда-то служил его прямой предок – прадед священник Алексей Павлович Вигилянский.

***

Впрочем, пересказывать талантливую картину – дело неблагодарное. Все это Александрина Вигилянская описала со свойственной ей яркостью языка в вышеупомянутой книге «Видимое невидимое».

Уже название книги (как, впрочем, и фильма) таит в себе ёмкую многозначность смысла. В самом деле, грань между видимым и невидимым в нашем реальном мире и впрямь хрупка и неуловима.

И картина «Видимое невидимое» это полностью подтверждает. Построенный на обращении Александрины к воображаемому незримому собеседнику фильм становится как бы непосредственным разговором со зрителем – доверительным и глубоко откровенным. И потому столь естественным кажется приведённое в фильме воспоминание самой Александрины о её сокровенном – в прямом смысле этого слова – общении с мощами святого предка и ощущении его горячего молчаливого отклика...

Ведь видимое невидимое – это прежде всего то, что так потрясло её в бортсурманском   храме, вокруг которого и впрямь собралось народу видимо-невидимо. И это удивительное открытие, столь красочно запечатлённое в самом фильме, приводит его создателей к важнейшей ключевой мысли:   все мы в мире – одна семья, связанные не только кровными, но и душевными, духовными узами. А значит, и все люди доброй воли – звенья одной цепи, единого великого Промысла…

В самом деле, понадобилась целая вереница поколений, чтобы одному, точнее, одной из их представителей удалось помочь сбыться главному пророчеству старца – современнику и со-молитвеннику святого Серафима Саровского – обретению его Дневника, до этого считавшегося утерянным.

Дневника, в котором, наряду с описанием прямого общения со святыми, Богородицей и даже с самим Господом, содержатся разного рода откровения и пророчества. В том числе и предсказания о грядущих разрушениях и бедах, искушениях и страданиях за веру.

Есть там и провидческое указание на то, что Дневник должен попасть только в руки непосредственных потомков святого, причем только к тому, кто будет облечён в сан священника...

Весь фильм – это, в сущности, преломленное через душу живое документальное свидетельство. Может быть, и о том, что приблизилось Царствие Небесное. То самое «что внутрь вас есть». Только вот человеку для этого нужно вырасти каждому в свою меру.


На фото: кадры из фильма

Мария Леонидовна Головкина – искусствовед, член Московского Союза художников. В 1975–2013 гг. работала научным, затем старшим научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи. Автор ряда книг и статей о русском искусстве рубежа XIX–XX веков.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.