Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Телевидение - враг историка

Телевидение - враг историка

Диалог власти с учителями-историками
Андрей Терентьев
29.10.2007
Телевидение - враг историка
В самом начале работы конференции заместитель министра науки и образования РФ Исаак Калина предложил переименовать школьный предмет «История России» в «Родную историю». По его мнению, такое название курса уже само будет положительно влиять на формирование у детей и подростков уважительного отношения к истории Отечества.


Никто из 200 педагогов, приглашенных в столицу из всех регионов Центрального федерального округа обсудить проблемы преподавания истории в школе, с этим не спорил: на самом деле «Родная история» звучит совсем даже неплохо. Лишь в перерыве один из участников конференции бросил коллегам в коридоре:


- Разве дело в названии школьного курса! Да хоть мы все лопни, постоянное вранье о русской истории с телеэкранов любые наши уроки перешибет. Об этом-то почему никто не говорит?


Пожилой учитель удивительно точно сказал о корневой проблеме формирования исторических представлений у молодежи: сегодняшнее телевидение – поистине враг учителю-историку.






Но он, этот умный и прозорливый учитель, – максималист! Хорошо еще, что нынешние власти предержащие полгода назад начали прямой диалог со школьными учителями истории, ведь все девяностые годы тогдашняя власть лишь насмехалась над ними, предлагая использовать в учебной работе все более и более антипатриотические, а то и откровенно русофобские учебники. Под прикрытием лозунга «вариативности» образования, их разработка и издание оплачивались как из государственной казны, так и из зарубежных источников. Какие силы стояли за этими «зарубежными источниками», сегодня становится все яснее.


На встрече Владимира Путина с российскими учителями истории, состоявшейся 21 июня этого года в Ново-Огарево, президент сказал: пора прекратить навязывать нашей молодежи либеральную точку зрения на историю России.


Он доходчиво объяснил: воспитывать в школах подрастающее поколение, оглупленное «антинациональной историей» (писаной на деньги дядюшки Сороса и прочих «радетелей» русской жизни), - гибельно для страны. Молодежь, воспитанная в духе неуважения к истории России, никогда не станет ресурсом ее развития.



После встречи в Ново-Огарево в госаппарате окончательно смекнули: коль была отмашка президента, настало время серьезно заняться патриотическим воспитанием.






И по всем законам развития «аппаратного жанра», за четыре месяца, минувших после нее, «наверху» развернулась (и, слава Богу!) бурная деятельность по перестройке исторического образования в школах России. Минобрнауки и аппараты полпредов президента уже успели провести учительские конференции во всех федеральных округах, демонстрируя желание диалога с педагогами и создавая этими встречами необходимый эмоциональный «перестроечный» фон в среде учительства.


На московской конференции высокие официальные лица доложили педагогической общественности о том, что Минобрнауки «удалось очистить» Федеральный перечень учебников от «некачественных книг» и, прежде всего, – по курсу отечественной истории. Они рассказали, что разрабатывается новый государственный стандарт образования, который будет включать не только требования к обучению, но и воспитанию детей; что отныне антироссийским учебникам поставлен заслон в виде экспертизы всех их рукописей учеными Российской академии наук и Российской академии образования.


Большой интерес проявили педагоги к изложенным на конференции концепциям новых учебников для общеобразовательной школы: «История России. Вторая половина ХХ - начало XXI века» и нового курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке”. Кстати, издательством «Просвещение» в этом году уже сделан к ним первый шаг - выпущены «Книги для учителя», в которых излагаются подходы авторов к содержанию этих курсов.


Педагоги-практики и управленцы из регионов, выступавшие в прениях, подчеркнули необходимость возрождения исторического образования молодежи как системы.



Только системная работа, по их мнению, поможет преодолеть тот негативизм и скептицизм к истории собственной страны, что, увы, характерны для большого числа сегодняшних школьников.






Первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Лариса Курнешова подчеркнула, что именно в этих целях при Московском институте открытого образования недавно создан Центр непрерывного исторического образования. Немало делается сегодня в школах Москвы и по развитию так называемой музейной педагогики, в рамках которой «рождается живая связь ребенка с историей малой и большой Родины». Большим подспорьем в историческом образовании детей и подростков стал региональный компонент образования: именно за счет часов, отведенных на него, и в Москве, и во многих других регионах страны ведется изучение родного края.


Сюда же примыкает еще одна очень важная проблема. Ее четко сформулировал в выступлении на конференции заместитель полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе Антон Федоров - «совершенствование работы школ по воспитанию национального духа и национального достоинства». На смену либеральной космополитической педагогике должна прийти педагогика, в основе которой лежит уважение к ценностям, духовному наследию народов России. Только в этом случае удастся воспитать патриотов Отечества. А. Федоров напомнил, что великий Дмитрий Иванович Менделеев, делясь впечатлениями об английской школе, говорил: сначала там воспитывают англикан и англичан, а уж только потом – образованных людей.


Президент Российской академии образования, академик РАО Николай Никандров очень точно определил значение школьного исторического образования: образование (воспитание и обучение) происходит в интересах человека, общества и государства. Они – его потребители, и стоит одной из составляющих этой триады пренебречь, как начинает рушиться историческая память народа. Вслед за этим рушатся, уже ничем не скрепленные, и общество, и государство. Тому примеров в мировой истории немало. И не зря вновь окрепшая Россия вызывает жуткое раздражение у геополитических конкурентов. Об этом, кстати, говорится в новых книгах по отечественной истории и обществознанию, представленных вниманию участников конференции учителей-историков.


Сегодняшняя позиция государства, осознавшего всю пагубность прежней политики в сфере образования, дает надежду на то, что в ближайшее время удастся исправить хотя бы главное: «привести в чувство» учебную и методическую литературу по истории, и внести необходимые коррективы в процесс подготовки и переподготовки учителей истории и обществознания.




Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..