Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 мая 2025
Сергей Лавров: негативный тренд в отношениях с ЕС возможно преодолеть

Сергей Лавров: негативный тренд в отношениях с ЕС возможно преодолеть

Министр иностранных дел РФ дал интервью венгерской газете «Мадьяр немзет»
25.05.2016
Сергей Лавров: негативный тренд в отношениях с ЕС возможно преодолеть

С. Лавров находится с визитом в Будапеште по приглашению Министра внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П. Сиярто. В ходе предстоящих переговоров главы МИД РФ с премьер-министром Венгрии В. Орбаном и коллегой П. Сиярто будут обсуждаться нынешнее состояние и перспективы развития двусторонних отношений, намечены дальнейшие шаги по сохранению и наращиванию взаимовыгодного экономического сотрудничества в условиях развязанной США и ЕС «войны санкций».

Кроме того, в ходе переговоров в Будапеште будет рассмотрен ряд актуальных вопросов международной повестки дня – ситуация на Украине, борьба с международным терроризмом в Сирии и Ираке, отношения России с НАТО и ЕС, миграционный кризис в Европе и т.д. «Для российско-венгерского внешнеполитического диалога характерна значительная степень взаимопонимания, основанного на сходстве или созвучии подходов Москвы и Будапешта к решению наиболее острых проблем современности», – говорится на сайте МИД России.

В начале визита С. Лавров ответил на вопросы венгерских журналистов.

Россия переоценила самостоятельность Евросоюза, «украинский кризис показал, как Европейский союз зависит с политической и экономической точек зрения от Вашингтона», считает глава МИД России. В то же время Москва заинтересована в сотрудничестве с «сильным Евросоюзом».

Министр добавил, что санкции против России наносят ущерб прежде всего странам — членам ЕС, и такая политика приведет к ослаблению стабильности на континенте, а также «создаст новые разделительные линии в Европе».

При этом попытки оказать санкционное давление не заставят Россию поступиться национальными интересами, заявил С. Лавров: «Очевидно, что попытки давления на Россию путем односторонних санкций не заставят нас отказаться от нашей принципиальной линии, поступиться национальными интересами. Российский ответ на эти недружественные шаги был сбалансированным и учитывал права и обязательства России по международным договорам, в том числе в рамках ВТО».

Министр также отметил, что российская сторона не обсуждала какие-либо условия отмены ограничительных мер: «В Евросоюзе обусловили их снятие выполнением Россией Минских соглашений. Такая увязка абсурдна, ведь наша страна, как известно, стороной конфликта на Украине не является. Подобная постановка вопроса лишь поощряет Киев безнаказанно саботировать реализацию минского Комплекса мер. Получается, что российско-еэсовские связи стали заложником безответственной линии украинских властей»

С. Лавров также отметил, что в ходе контактов с европейскими партнерами российская сторона пытается объяснить пагубность такой логики. «Дело – за проявлением политической воли со стороны ЕС и входящих в него государств.  Судя по нашим контактам с европейскими странами, все больше партнеров осознают пагубность конфронтации на санкционном поле. Некоторые, в том числе наши венгерские друзья, прямо говорят, что эту неприятную страницу надо побыстрее перевернуть. К сожалению, пока этого сделать не удается».

В интервью С. Лавров также заявил, что Россия неизменно выражала готовность к взаимодействию с ЕС. «К сожалению, в Брюсселе возобладала близорукая линия на захват геополитического пространства, в том числе через реализацию инициативы "Восточное партнерство", на деление народов на "свои" и "чужие". Кульминацией такого курса стал поддержанный в том числе рядом стран ЕС государственный переворот на Украине», – сожалеет глава МИД РФ.  

Вместе с тем министр отметил, что негативный тренд в отношениях с ЕС возможно преодолеть: «Убеждены, что нам под силу преодолеть нынешний негативный тренд и выйти на траекторию устойчивого укрепления сотрудничества. Исходим из того, что разумной альтернативы взаимовыгодному партнерству между Россией и Евросоюзом не существует – слишком многое связывает нас в географическом, экономическом, историческом, просто человеческом плане. Ведь Россия и ЕС – два крупнейших игрока на европейском континенте».

«Наша страна на обозримую перспективу останется для Евросоюза основным партнером в энергетической сфере. В общих интересах углубление взаимодействия в сфере реагирования на новые угрозы и вызовы, по линии правоохранительных органов, в научной и культурной областях», – уверен С. Лавров.

По мнению главы российского внешнеполитического ведомства, такая работа «не может быть успешной без отказа от логики противостояния и сдерживания, без ведения диалога на принципах подлинного равноправия, реального учета взаимных интересов». «Иными словами, "бизнеса как обычно", когда нам пытались навязать схемы взаимодействия, не отвечающие российским интересам, или поставить перед свершившимися фактами, больше быть не должно», – заключил министр. По его мнению, Россия и Евросоюз подошли к рубежу, когда необходимо ответить на вопрос: как стороны видят будущее отношений, в каком направлении собираются идти. Министр выразил уверенность, что «на перспективу обоюдным интересам отвечало бы поэтапное создание на обширном пространстве от Атлантики до Тихого океана зоны экономического и гуманитарного сотрудничества, опирающегося на архитектуру равной и неделимой безопасности». «Важным шагом в этом направлении была бы гармонизация процессов европейской и евразийской интеграций», – сказал он.

Кроме того С. Лавров заявил, что Россия проводит самостоятельную многовекторную внешнюю политику и намерена предпринимать все необходимые шаги против угроз национальной безопасности.

«Мы не склонны излишне драматизировать ситуацию. При этом, безусловно, не можем игнорировать нарастающие негативные тенденции, складывающиеся в результате взятого в НАТО курса на сознательный подрыв стратегического баланса сил в Европе, включая укрепление военного потенциала Североатлантического альянса вблизи российских границ, создание европейского сегмента глобальной ПРО США. Иначе как дестабилизирующими и недальновидными такие действия назвать нельзя», – отметил глава МИД РФ, добавив: «Рассчитываем, что в НАТО в конечном итоге возобладает здравый смысл».

По его словам, в настоящее время продолжается работа над обновлением Концепции внешней политики России: «В обновленном тексте будут отражены наши оценки перемен в международных делах за последние три года, включая похолодание отношений с Западом, наращивание интеграционных процессов на евразийском пространстве, деградацию обстановки в регионе Ближнего Востока и Севера Африки и связанный с этим всплеск терроризма и экстремизма».

«Однако вести речь о новой внешнеполитической “доктрине” вряд ли корректно. В документе будут подтверждены ключевые принципы внешней политики России, в том числе ее самостоятельность, многовекторность, открытость к равноправному взаимодействию со всеми, кто проявляет к этому встречный интерес, в том числе в целях эффективного решения многочисленных проблем современности. Они прошли проверку временем и доказали свою эффективность и востребованность», – подчеркнул С. Лавров.

Глава МИДа обратил внимание на то, что «мир проходит через сложный, турбулентный период формирования новой полицентричной системы мироустройства». «Усиливается конкуренция по вопросу о том, какие контуры примет будущая международная система. В этих условиях последовательно выступаем за необходимость направить эти процессы в цивилизованное русло, за совместную работу по поиску адекватных ответов на общие вызовы, на первом месте среди которых сегодня – международный терроризм», – сказал российский политик.

«Такие подходы России находят поддержку со стороны большинства государств. Наша страна всемерно содействует оздоровлению ситуации, снижению конфликтности в мире», – констатировал министр, пояснив, что мы используем для этого потенциал участия в ООН, «Группе двадцати», ЕАЭС, БРИКС, ШОС, других многосторонних форматах. «Во многом благодаря принципиальной и творческой линии России удалось выйти на договоренности по иранской ядерной программе, запустить “венский процесс” по содействию политическому урегулированию в Сирии, согласовать целый ряд других важных международных решений», – напомнил С. Лавров.

Также в интервью была затронута и тема АЭС «Пакш». Глава МИД РФ уверен, что у России нет оснований сомневается, что Венгрия разъяснит ЕС ситуацию. «Проект расширения построенной при техническом содействии СССР Пакшской атомной электростанции силами российской государственной корпорации "Росатом" действительно является стратегическим по своему значению. Это касается и его стоимости – свыше 10 млрд евро, и времени осуществления – до 2032 года, и его роли в деле надежного обеспечения энергетической безопасности Венгрии: уже сейчас АЭС "Пакш" вырабатывает более 40% всей производимой в стране электроэнергии», – рассказал российский министр.

С, Лавров подчеркнул, что «значительная часть работ будет выполняться венгерскими компаниями и специалистами, которым в конечном счете и предстоит эксплуатировать станцию».

«Конечно, мы в курсе повышенного внимания, которое уделяют нашему совместному проекту европейские структуры, в частности, Еврокомиссия, инициировавшая в этой связи целый ряд разбирательств. Не видим на данном этапе оснований сомневаться, что венгерское правительство, неоднократно заявлявшее о своей твердой приверженности проекту, сумеет дать необходимые разъяснения на поставленные Брюсселем вопросы», – подытожил глава внешнеполитического ведомства России.

По материалам сайта МИД РФ, «Российской газеты», «Взгляда», ТАСС



Эксклюзив
12.05.2025
Максим Столетов
Отвергая предложения Москвы о переговорах, Запад может получить и позор, и войну
К Дню Победы (1941-1945)
12.05.2025
Андрей Селиверстов
Он освободил от фашистов Вену, Белград, Будапешт, Бухарест и Софию
Фоторепортаж
14.05.2025
Подготовила Мария Максимова
В Пушкинском музее открылась выставка, посвященная музейным работникам военного времени




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.