Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Кого стращает господин Альтман?

Кого стращает господин Альтман?

Сопредседателю Фонда «Холокост» нынешние реалии российской действительности «очень напоминают Берлин 1938 года»
Борис Иевлев
11.11.2008
Кого стращает господин Альтман?

Ровно 70 лет назад в нацистской Германии произошла серия еврейских погромов, получивших в истории название "Хрустальной ночи". Тогда были разрушены и частично сожжены 267 синагог, около 30 тысяч евреев арестованы и отправлены в концентрационные лагеря. В канун скорбной даты в мировой прессе появилось много статей и комментариев на эту тему.

Авторы приводят страшные примеры из практики «окончательного решения еврейского вопроса» в гитлеровской Германии и скорбят по поводу жертв фашистского режима. Некоторые комментаторы идут дальше и пытаются связать историю и современность, анализируя проблемы межэтнических отношений в начале XXI столетия и проводя параллели между событиями семидесятилетней давности и нынешними кровопролитными вспышками насилия, порожденными все тем же вирусом «этнического неприятия» в Азии, Африке, да и в странах Западной Европы, где в последние годы происходит все больше и больше подобных инцидентов. Вполне естественно, у каждого комментатора – свой взгляд на эту проблему, кстати, в значительной мере детерминированный историческим опытом его собственной страны. Особенно острым этот взгляд может быть там, где в общественном сознании есть изрядная доля традиционного или внезапно вспыхнувшего антисемитизма, других фобий.  

В то же время, глядя на сегодняшний мир в целом, многие аналитики не склонны преувеличивать в оценке масштабов антисемитских настроений. Так, весьма известный израильский публицист и общественный деятель Авигдор Эскин расценивает вероятность повторения еврейских погромов сегодня как весьма незначительную. «В реальных измерениях, – полагает Эскин, – еврейский вопрос не является сегодня ни в каком месте особо острым, если подходить к этому здраво».  Антисемитские настроения, по мнению израильского общественного деятеля, в современном мире используются лишь «для чистого пиара».

«Если где-то начинает действительно что-то зашкаливать - в определенных высказываниях определенных президентов - то мы с вами видим, - пояснил Эскин корреспонденту РИА Новости, - что сегодня, в общем-то, это некая игра, использование этой темы и спекуляция на определенных эмоциях у людей».

«Но в целом я хотел бы смотреть на мир оптимистично. Мне кажется, что мы сегодня в состоянии вести очень серьезный диалог совершенно с любыми представителями любых государств», - заключил Эскин, и напомнил, что «Израиль нынче является одной из мировых ядерных держав». Казалось бы, эта взвешенная (хотя и украшенная на всякий случай напоминанием о ядерном оружии) позиция должна была бы разделяться и представителями еврейской общины России. К сожалению, разделяется она не всеми.  

В интервью тому же агентству РИА Новости ситуацию прокомментировал сопредседатель фонда «Холокост» Илья Альтман (на фото). Его оценка перспектив еврейских погромов оказалась менее оптимистической, нежели израильского политика. Альтман, в частности, считает, что «несдержанное отношение к представителям национальных меньшинств продолжает оставаться острой проблемой в мире и в России». Касаясь черных страниц еврейской истории, он заявляет: «Пока эти уроки на государственном уровне не будут усвоены и введены в образовательные программы памятные даты, в частности 27 января - день освобождения Освенцима российской армией - Россия будет стоять в стороне от тех процессов, которые во всем мире используются для преодоления неонацизма».  Кроме того, г-н Альтман полагает, что прошедшие 4 ноября в российских городах националистические "Русские марши" «с их призывами, лозунгами» и «сводки новостей об убийствах таджиков» «очень напоминают Берлин 1938 года».

В том, что любой анализ «состояния умов» жителей России имеет право на жизнь – спору нет, и никто в этом отказать г-ну Альтману не может.

Вот только вывод о том, что сегодняшняя Москва «очень напоминает Берлин 1938 года», представляется не просто исторически некорректной параллелью, а – провоцирующим полемическим приемом, крайне опасным для российского общества.

Подобные обобщения г-на Альтмана (кстати, историка по образованию) заставляют задуматься, прежде всего, о том, сколь продуктивно использовать в анализе современного состояния общественных настроений и нравов российского общества такую высокую степень разухабистого полемического задора. Главное же, над чем стоит задуматься: а не провоцирует ли подобный «задор» рост тех самых настроений, о нежелательности которых совершенно справедливо говорит сам сопредседатель фонда «Холокост»? И не опасно ли делать подобные неверные обобщения, которые, с одной стороны, ни в коей мере не отражают положение дел, а с другой – звучат крайне вызывающе и оскорбительно для жителей России?  

Во всем, как говорили мудрые древние, необходимо чувство меры и вкуса. Тогда же, когда их пропорции нарушаются, и возникают всякого рода неловкости, свидетелями которых в последние годы мы уже были. 

Вспоминается самая поучительная история из этого ряда - история с «ЮКОСом», когда некоторые наши сограждане вдруг начали искать в претензиях Генеральной прокуратуры к Ходорковскому, Невзлину и прочим фигурантам дела «еврейский фактор». Тогда один из крупных деятелей Российского еврейского конгресса профессор Александр Асмолов вдруг начал направо и налево раздавать интервью отечественным и закордонным СМИ, в которых, потеряв то самое чувство меры и вкуса, обвинял органы государственной власти России чуть ли не в… «черносотенстве». Для подтверждения своей позиции профессор совершенно не к месту вдруг вспомнил «дело Бейлиса»: он утверждал, что сходство «дела Бейлиса» с «делом ЮКОСа» налицо. Мол, в те времена на стороне антисемитов выступил киевский прокурор, в наши дни, по мнению Асмолова, Генпрокуратура выполняет политический заказ.  

Самое печальное, что историю с деятелями «ЮКОСа» (в руководстве которого и на самом деле было много евреев) Асмолов, опять же раскручивая «тень Бейлиса», попытался предельно интернационализировать: «Являлось дело Бейлиса внутренним делом Российской империи? – вопрошал он на радио «Свобода». – Мы все хорошо помним, что в деле Бейлиса приняли участие и Соединенные Штаты, и Европа, и целый ряд стран мира, придали этому делу геополитический резонанс. Поэтому, когда мы обсуждаем подобного рода дела, мы должны задать себе следующие вопросы: является ли дело Бейлиса внутренним делом? Является ли «хрустальная ночь» в Германии внутренним делом Германии? Является ли Варфоломеевская ночь внутренним делом Франции? Я говорю об этом неслучайно… я хочу сказать: является ли дело «ЮКОСа», как это иногда говорят, внутренним делом России? С моей точки зрения, ответ на этот вопрос, редуцирующий это дело к внутренним событиям, редуцирующее это дело только к одной экономической мотивации, является совершенно некорректным и неправильным ответом. Каждое из этих дел является делом, особенно сейчас в ситуации роста коммуникации, затрагивающим всех и каждого, невероятно опасна тенденция инкапсуляции дела ЮКОСа, как в свое время была попытка инкапсуляции дела Бейлиса». 

То есть, ведя речь о «геополитическом резонансе», господин Асмолов со всей полемической страстью фактически призывал мировое сообщество не только не допустить «инкапсуляции» юкосовской истории, но и раздуть ее до «дела Бейлиса», намекая на иную подоплеку событий начала этого века – посягательство на «еврейский капитал».

Так, явившись автором подобной аналогии и крайне неосторожно «этнизировав» громкое уголовное дело, господин Асмолов затем уже вел речь о том, что-де «после ситуации с Ходорковским, многие сегодня сравнивают дело ЮКОСа и дело Бейлиса». Подобное расширение круга разделяющих его точку зрения выглядело, по крайней мере, странно. Об этом писал в своей статье в «Комсомольской правде» доктор философских наук Александр Ципко: «Несмотря на то, что президент Российских еврейских общин Евгений Сатановский поддержал мои публикации в газете «Россiя» на эту тему, заявив, что у нас в Российской Федерации существует только и исключительно российский капитал, спекуляции продолжаются… Как видим, попытки этнизации дела Ходорковского, превращения его в дело Дрейфуса или в дело Бейлиса продолжаются. Вслед за американской прессой к процессу подключились и некоторые российские СМИ, и просто критики нынешней власти - как, к примеру, Александр Асмолов, выступивший с резкими заявлениями в защиту «еврейского капитала» на недавнем заседании клуба «Открытый форум»… Со всех точек зрения важно уйти от национальных страстей в сферу права, здравого смысла».  

Несмотря на предостережения Александра Ципко и ряда других российских политологов, слоган «дело ЮКОСа – дело Бейлиса», выпущенный профессором Асмоловым, еще долго гулял по отечественному и зарубежному эфиру, и тиражировался либеральными газетами и журналами.

Свое дело он сделал весьма своеобразным образом, на который видимо господин Асмолов не рассчитывал: многие россияне увидели его лживость и возмущались – как можно в угоду политике «отмазывания» Ходорковского «стряпать» подобные обвинения стране, да еще рассчитывать на их «геополитический резонанс»?!  

Подобная ретроспекция в недавнюю отечественную историю сделана нами не случайно. Предложенное сопредседателем фонда «Холокост» господином Альтманом сравнение России 2008-го года с Германией 1938-го не так далеко ушло от асмоловских песнопений на тему «ЮКОСа». И в том, и в другом случае налицо «стряпание» сомнительных исторических аналогий и сочинение крайне неубедительных «стращалок».  

Для сохранения же в обществе нормальных межэтнических отношений и гармонизации сосуществования во времени и пространстве огромного числа народов России недопустимо в пылу полемики (или еще по каким-либо причинам) допускать провоцирующие утверждения. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.