Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Ющенко и «североатлантическая интеграция»

Ющенко и «североатлантическая интеграция»

Как на Украине создается нормативно-правовая база для вступления в НАТО
Артем Ивановский
10.12.2008
Ющенко и «североатлантическая интеграция»

На заседании межведомственной комиссии по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО было принято решение об активизации информационно-пропагандистской работы с общественным мнением в пронатовском ключе. Однако развертывание полномасштабной кампании требует соответствующего нормативно-правового обеспечения, легитимизации сетевых структур НАТО на украинской территории.

Поэтому создание необходимой законодательной базы для целенаправленного распространения идеологии атлантизма на Украине приобретает ключевое значение при формировании стратегического курса страны и представляет собой поле напряженной борьбы «оранжевых» и пророссийских политических сил.  

3 декабря 2008 года в офисе Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам подготовки к вступлению в НАТО. Выбор места для проведения данного заседания был отнюдь не случаен, так как основное внимание уделялось оценке выполнения так называемой «государственной программы информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины». Присутствовавшие на заседании госчиновники и представители натовских сетевых структур единогласно высказались за дальнейшее наращивание масштабов информационной кампании с целью создания позитивного образа Североатлантического альянса и одобрения большинством населения страны «расширения сотрудничества в рамках целевого плана взаимодействия». Кроме того, был рассмотрен и утвержден ряд нормативных документов, регламентирующих различные аспекты активизации процесса «североатлантической интеграции» Украины.  

В решениях межведомственной комиссии четко прослеживается понимание того обстоятельства, что без надлежащего нормативно-правового обеспечения успешное движение Киева в сторону НАТО будет невозможным. В этом смысле за четыре года пребывания «оранжевых»у власти была проделана, без преувеличения, колоссальная работа. Основная проблема заключалась в том, что действовавшее на момент «оранжевой» революции украинское законодательство не содержало каких-то определенных норм насчет вступления в Североатлантический альянс. Де-факто все имевшие юридическую силу законы и подзаконные акты только декларировали, но никак не устанавливали курс на «североатлантическую интеграцию».

Более того, с точки зрения такого основополагающего документа, как Декларация о государственном суверенитете, вообще не могло быть речи о вступлении Украины в НАТО.

Поэтому именно Декларация стала первым объектом для атаки со стороны украинских атлантистов.  

В феврале 2006 года под эгидой Министерства иностранных дел Украины был создан специальный интернет-портал, задачей которого являлось «информирование» населения страны по проблеме НАТО. На этом портале было опубликовано «разъяснение» следующего содержания: «Слова в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года, что Украина «провозглашает свое намерение стать в будущем постоянно нейтральной державой, которая не принимает участия в военных блоках», имели целью обозначить позицию Украины по отношению к Организации Варшавского Договора и таким образом поставить под сомнение возможность использования этого репрессивного инструмента внешней политики СССР. Такая формулировка не означала юридического закрепления нейтрального статуса, поскольку речь идет о намерении, а не о факте».  

Аналогичный по сути прием был применен при «толковании» положений Конституции: «В действующей Конституции Украины не содержится ни одной ссылки, где закрепляется нейтралитет либо отказ от участия в военных блоках как способ обеспечения национальной безопасности и форма существования Украины в системе международных отношений». Подобным же образом были «истолкованы» прочие основополагающие нормативные акты, принятые до захвата власти Виктором Ющенко:  

- постановление Верховной Рады Украины «Об основных направлениях внешней политики» от 2 июля 1993 года;  

- решение Совета национальной безопасности и обороны «О стратегии Украины в отношении Организации Североатлантического Договора» от 23 мая 2002 года;  

- указ президента Украины «О военной доктрине Украины» от 15 июня 2004 года.  

Особый упор украинские атлантисты делают на закон Украины «Об основах национальной безопасности», принятый Верховной Радой 19 июня 2003 года. Когда Ющенко накануне старта «внеочередных» парламентских выборов в 2007 году провозглашал свою «политику нового реализма», то ссылался именно на этот закон. Так как за него проголосовала фракция Партии регионов, у президента вошло в привычку использовать данный факт в полемике с Виктором Януковичем: «Вы же сами приняли закон о вступлении в НАТО!» Ющенко при этом ничем не рисковал: подлинное содержание текста закона, где говорилось о «сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией», известно только узкому кругу специалистов.  

Тем не менее, упомянутая выше норма является реальным законодательным препятствием для втягивания Украины в НАТО. Поэтому Ющенко принял решение своей личной президентской властью «подкорректировать» нормативно-правовую базу страны в нужную сторону. Его первым шагом в этом направлении стало подписание указа №702 «О вопросах военной доктрины Украины» от 2 апреля 2005 года, где по собственному президентскому почину он устанавливал следующее: «Активизация евроатлантической интеграции Украины с ориентацией на вступление в НАТО относится к наиважнейшим приоритетам как внешней, так и внутренней политики». Далее последовали указ №1861/2005 «О неотложных мерах по дальнейшему развитию отношений Украины с Организацией Североатлантического договора (НАТО)» и указ №215/2006 «О национальной системе координации сотрудничества Украины с Организацией Североатлантического договора». В рамках последнего и была создана межведомственная комиссия по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО.  

Помимо корректирования действующего законодательства внутри страны «оранжевые» власти принимали срочные меры к формированию нормативной базы внешнеполитического характера, которая способствовала укреплению и расширению атлантистского вектора государственной политики. К числу основных документов такого рода относятся: план действий Украина-НАТО, целевые планы Украина-НАТО на 2006, 2007, 2008-й годы, государственная целевая программа информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины, государственная программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере евроатлантической интеграции, государственная целевая программа формирования позитивного международного имиджа Украины. При этом в качестве главного, фундаментального документа выступает план действий Украина-НАТО.  

План действий был принят 31 января 2006 года решением комиссии Украина-НАТО. Основанием для его принятия «оранжевые» определили Хартию об особом партнерстве между Украиной и Североатлантическим альянсом, подписанную Киевом в 1998 году. План отображает стратегию взаимоотношений с НАТО. Целью этого плана является «четкое обозначение стратегических целей и приоритетов Украины для достижения ею полной интеграции в евроатлантические структуры безопасности и создания стратегических рамок сущетсвующего и будущего сотрудничества Украина-НАТО». Документ состоит из пяти разделов: «Политические и экономические вопросы», «Вопросы безопасности и обороны», «Гуманитарные вопросы», «Правовые вопросы», «Механизмы имплементации». Каждый раздел регламентирует соответствующую область государственной политики Украины. Например, первый раздел среди прочих формулирует такие внешнеполитические цели: «реформирование государственных органов в сфере национальной безопасности и обороны в соответствии с евроатлантической политикой Украины, продолжение и расширение участия в миротворческих операциях НАТО». План действий Украина-НАТО регулирует все действующие госпрограммы «североатлантической интеграции».  

Формирование на Украине нормативно-правовой базы, создающей благоприятные условия для распространения идеологии атлантизма и втягивания страны в НАТО сталкивается с постоянным сопротивлением политических сил, которые стоят на платформе налаживания конструктивных, партнерскиъх отношений с Россией. 13 июня 2007 года на пресс-конференции «Политика нового реализма» Виктор Ющенко объявил о своем намерении включить Украину в состав Североатлантического альянса: «НАТО есть приоритет, относящийся к главнейшим. После всех необходимых консультаций мы примем решение Совета национальной безопасности и обороны по этому вопросу». Но попытка осуществить «североатлантическую нитеграцию» кулураным путем была остановлена пророссийскими политическими силами. В течение двух месяцев Партия регионов блокировала Верховную Раду.

Ющенко был вынужден пойти на уступки и подписать с оппозицией так называемый «Универсал национальногго единства», где содержалась четкая формула: решение о вступлении Украины в НАТО может быть принято только после проведения общенародного референдума.

Однако борьба на правовом поле отнюдь не закончилась. С началом нынешнего парламентского кризиса Секретариат президента предпринял очередную попытку форсировать процесс «североатлантической интеграции». 2 октября блок Юлии Тимошенко совместно с пропрезидентской фракцией «НУНС» проголосовал в Верховной Раде за отмену ряда законопроектов, принятых 2 сентября силами Партии регионов, БЮТ, КПУ и ограничивавших полномочия Ющенко. Таким способом Тимошенко сигнализировала президенту, что она не хочет идти на досрочные парламентские выборы и готова на уступки. В тот же день лидер фракции блока «НУНС» Вячеслав Кириленко выдвинул БЮТу ультимативное требование: торпедировать закон «О всеукраинском референдуме». «До тех пор, пока данный закон не будет отменен, - подчеркнул Кириленко, - мы не сможем с уверенностью смотреть в будущее и реально защищать интересы национальной безопасности Украины». О каких конкретно «интересах» шла речь в данном случае — совершенно очевидно. Закон «О всеукраинском референдуме» представляет собой крупнейший нормативно-правовой барьер для беспрепятственного втягивания Украины в НАТО. Разыгранная Секретариатом президента комбинация не прошла и на этот раз. Что совершенно не означает невозможности ее повторения в дальнейшем. Ибо без «североатлантической интеграции» политическое будущее Виктора Ющенко совершенно безнадежно. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..