Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Минские соглашения: как разорвать порочный круг?

Минские соглашения: как разорвать порочный круг?

В Берлине состоялась встреча глав МИД стран «нормандской четверки»
Валерий Мацевич
13.06.2018
Минские соглашения: как разорвать порочный круг?

Украина продолжает саботировать выполнение Минских соглашений и совместно с американцами вносит инициативы, противоречащие ранее достигнутым договоренностям по урегулированию кризиса в Донбассе, заявил глава МИД России Сергей Лавров по итогам заседания министров иностранных дел стран «нормандской четверки». По словам нашего министра, украинская сторона не желает отводить войска с линии фронта (в Киеве, как известно, хвалятся «ползучим наступлением» – продолжением захвата «серой зоны»). И в качестве первой темы обсуждения Лавров назвал «освобождение удерживаемых лиц», упомянув арест российского журналиста Кирилла Вышинского.

Глава МИД России сообщил, что омбудсмены России и Украины составят дорожную карту по урегулированию вопроса освобождения заключенных, отметил, что следует «проводить различия между теми, кто был арестован исключительно за свою профессию», и «теми, кто реально подозревается, обвиняется в противоправных действиях». В первом случае речь, естественно, идет о руководителе РИА «Новости Украина» Вышинском.

При этом Лавров раскритиковал идеи США и Украины по миротворческой миссии в Донбассе, поскольку те полностью разрушают Минские договоренности, превращая «миротворческую миссию в некую военно-политическую комендатуру», которая «будет решать, кого избирать и как избирать».

Он напомнил о существующем проекте резолюции (поданном в ООН Россией), который ни Киев, ни Вашингтон пока не дополняли никакими конкретными идеями, «американскими коллегами» выдвигаются «некие новые, абстрактные идеи». И высказал мнение, что «французы и немцы эту нашу логику понимают».

Лавров также заметил, что обсуждались политические реформы, экономические и гуманитарные вопросы, обеспечение безопасности в Донбассе, разведение сторон в Станице Луганской, а также вопрос миротворцев. И подчеркнул, что требование Киева для разведения сил в Станице Луганской – семь дней полной тишины – ополчением выполнялось уже более 20 раз, но украинская сторона не предприняла соответствующих ответных шагов. 

Лавров также обвинил Киев в том, что Украина не позволяет юридически закрепить выработанную в рамках переговоров в «нормандском формате» «формулу Штайнмайера» (о проведении выборов в ДНР/ЛНР). «Несмотря на то, что эта "формула Штайнмайера" была одобрена в 2015 году, подтверждена в 2016 году, до сих пор наши украинские коллеги не позволяют этой формуле по договоренности лидеров лечь на бумагу и обрести какую-то юридическую значимость», – заявил он. Кстати, Россию, отметил Лавров, в стремлении закрепить эту «формулу» поддержали Париж и Берлин. 

Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил о готовности работать над параметрами миссии ООН на востоке Украины. Он сообщил, что главы МИД четырех стран достигли соглашения по шести ключевым пунктам, которые подразумевают соблюдение перемирия, отвод войск, разминирование региона, предоставление доступа наблюдателям ОБСЕ, большую защиту гражданской инфраструктуры (например, станции фильтрации воды в Донецке). Кроме того, Ле Дриан заявил о гуманитарных мерах, включающих обмен заключенными.

Глава МИД Германии Хайко Маас сказал, что главы государств и правительств «нормандской четверки» проинформированы о ходе переговоров. Кроме того, он сообщил, что «Германия и Франция предложили дополнительные средства и ноу-хау для разминирования». Он заявил, что «параметры возможной миссии ООН» поручено выработать политическим директорам МИД стран «нормандской четверки». По его словам, обе стороны конфликта в Донбассе «принципиально открыты» для миссии, но существуют значительные отличия во мнении о том, как она должна выглядеть. 

Маас рассказал также о планах продолжить консультации экспертов в связи с реализацией положения о придании особого статуса Донбассу по «формуле Штайнмайера».

Он заверил, что политическая воля для проведения дальнейшего обмена пленными в Донбассе присутствует, а все участники встречи глав МИД «нормандской четверки» признали приверженность соблюдению режима прекращения огня. По мнению немецкого министра, в Берлине состоялся «очень исчерпывающий, очень открытый и конструктивный диалог».

В свою очередь, министр иностранных дел Украины Павел Климкин охарактеризовал встречу министров как «реальную дискуссию» и «полезную миссию», отметив, что некоторые вопросы еще никогда не обсуждались в рамках данного формата. А далее стал на привычную для него антироссийскую колею, заявив о необходимости продолжения давления на Россию в вопросе освобождения задержанных лиц. По его мнению (читай: по мнению Петра Порошенко), «…миротворцы должны прийти сразу на всю оккупированную территорию… Они должны получить реальный мандат, мандат влияния, мандат по разоружению, мандат по общему контролю с ОБСЕ над отводом тяжелого оружия, над поиском тяжелого вооружения, которое скрыто».

Ранее, напомним, президент России Владимир Путин говорил, что поддерживает идею отправки миротворцев ООН на Украину, но речь может идти только о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ. Глава Донецкой народной республики Александр Захарченко заявлял, что согласен  рассмотреть вопрос о введении миротворцев ООН в Донбасс для охраны миссии ОБСЕ. Тем не менее, никакого прорыва на минувшей встрече не произошло, да и не было оснований даже предполагать, что свершится некий прорыв в выполнении Минских соглашений.

Вопрос урегулирования ситуации в Донбассе обсуждается, в том числе в ходе встреч в Минске контактной группы, с сентября 2014 г., когда были подписаны первые договоренности о начале мирного процесса на Украине. Но уже в сентябре 2015 г. депутат от партии «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко (нынешний генпрокурор) цинично заявил, что Минские соглашения помогли Украине объединить мировое сообщество против президента России. По его словам, участие Киева (самого Петра Порошенко) в минских переговорах способствовало созданию платформы для давления на РФ. И это был тот редкий случай, когда Луценко не только сказал правду, но и оказался прав.

Интересная деталь: СМИ, наблюдавшие за последним раундом минского процесса, отметили, что переговоры продолжались более четырех с половиной часов. Но это далеко не рекорд.

В феврале 2015 г. в Минске заседание глав России, Франции, Украины и канцлера Германии длилось более 16 часов. Правда, тогда на Донбассе в окружение попала крупная группировка украинских войск. Боеспособным частям ВСУ грозил полный разгром, их поражение открывало перед донецко-луганскими ополченцами дорогу на Киев.

Порошенко был в шоке, часто звонил из Минска своим генералам, видимо, наделся, что ситуация изменится, и до последнего тянул с подписанием соглашений, которые вошли в историю украинской гражданской войны под названием «Минск-2». Через пару дней они были закреплены в качестве международного правового акта Резолюцией Совета Безопасности ООН по Украине, которой призвал «все стороны полностью имплементировать "Комплекс мер по выполнению минских соглашений", включая полное прекращение огня, которое предусмотрено ним».

На те, уже давние, переговоры международная общественность возлагала большие надежды. Многие официальные лица, включая, прежде всего, самого Порошенко, называли их последним шансом для всех сторон прийти к компромиссу. Однако с тех пор Киев не выполнил ни одного пункта Минских соглашений, даже самый первый и самый главный – о полном прекращении огня. При этом Берлин и Париж обвиняют, главным образом, Москву в невыполнении «Минска-2», за что якобы и санкции ввели, но, заметьте, гарантами исполнения Минских договоренностей не стали, даже попыток таких не предпринимали.

Единственным достижением Минских соглашений стало прекращение активных боевых действий на Донбассе и установление относительного перемирия, несмотря на стрелково-артиллерийские обстрелы, все его издержки и тяжелые последствия для мирного населения, по злой воле Киева оказавшегося на братоубийственной войне. Вопрос: почему соглашения, которые давно стали фикцией, никем не денонсированы - ни Россией, ни Европой, ни Украиной? Более того, эти договоренности признаются безальтернативными, как его «нормандскими» гарантами, так и американским спецпредставителем по Украине Куртом Волкером, за которым, понятно, стоят госдеп и Белый дом. И потому не может не возникнуть еще один вопрос: кому это выгодно?

Прежде всего, минский процесс выгоден Берлину, Парижу и Вашингтону. Благодаря неработающему «Минску» Украина саморазрушается, а из падающей в социально-экономическую бездну страны можно хоть веревки вить. Очень скоро может начаться ее раздел и передел, в том числе территориальный.

(Гиена Европы, как назвал Польшу в свое время Черчилль, никуда из Европы не ушла!) Но в современной украинской Руине виновата якобы Россия, хотя каждому европейцу и даже «цэевропейцу», у кого осталась еще хоть капля здравого смысла очевидно: Россия не ведет войны с Украиной, наоборот, старается экономически поддерживать ее на плаву, чтобы не иметь на своих границах огромной «черной дыры».

Россия выступает также и за территориальную целостность Украины, и, не являясь стороной Минских соглашений, постоянно призывает их участников (Киев, ЛНР и ДНР) к диалогу и исключительно политическому урегулированию конфликта без изменения украинских государственных границ.

Введение в ДНР/ЛНР миротворцев ООН по американо-украинскому варианту приведет не только к кровавому столкновению, но и к отделению восставших территорий. (Часть Донбасса, неподконтрольная украинскому правительству, рисуется деятелям киевского режима чем-то вроде Сербской Краины, «освобожденной» от сербов, а Украина – Хорватией.)

Самым гнетущим и драматичным фактором, требующим немедленнного урегулирования, был фактор гуманитарного бедствия в ЛНР и ДНР, гибли люди, разрушалась инфраструктура. Защититься ЛНР и ДНР в таких условиях могут только посредством оружия, так как история нынешней гражданской войны и риторика киевского руководства, а также практических исполнителей из националистических батальонов, не оставляет никаких иллюзий на этот счет.  

Европа все понимает, но для улучшения ситуации пока сделать мало что может, так как хозяином для Киева является Вашингтон.

По большому счету, США действует на Украине против и России, и Евросоюза. В отношении России – явно, в отношении Евросоюза – опосредовано, и в случае с Евросоюзом это «игра в долгую». Формирование очага политической и военной напряженности в Европе отвечает интересам США в полной мере.

Прежде всего, не стоит забывать, что на востоке Украины располагается одна из самых сильных металлургических промышленностей Европы. В результате Белый дом, каждый шаг которого имеет под собой выгоду для США, пытается усугубить войну, чтобы впоследствии получать доход с использования ресурсов. Так США уже поступали, например в Афганистане. Но для того чтобы Украина возродилась, ей нужны не противотанковые системы, не инструкторы НАТО, а технологии и инвестиции, не кредиты в виде траншей  МВФ, за которые будут рассчитываться следующие поколения украинцев, а реальные инвестиции в производственную кооперацию, в сельское хозяйство – все то, что раньше реализовывалось в сотрудничестве с Россией.

Согласитесь, что решение о конфронтации с Россией тоже принималось не в Киеве. И дело отнюдь не в Крыме. Если бы Россия не присоединила Крым, ситуация все равно дошла бы до санкций и холодной войны. Вашингтону мало Украины, мало Крыма, да и Донбасс не представляет особого интереса. Вашингтону нужен контроль над Россией. Россия, по замыслу США, должна быть не просто покладистой, она должна быть вне всяких союзов и альянсов, чтобы не создавалось никаких альтернатив доллару, чтобы ничто не нарушало американскую гегемонию. По этой причине Украине и была переформатирована в Антироссию.

Вашингтон, как уже было сказано, не интересовало ничего кроме капитуляции России. Соответственно, любые другие заявления Кремля игнорировались, а Киеву отдавались приказы на ведение огня, прекращение огня, перегруппировку войск и так далее - на все, что было нужно для улучшения американских позиций.

Но в то время, как Киев не выполнял Минские соглашения, ЛНР и ДНР стремились к их имплементации. Киев намеренно и системно избегал прямого диалога с ЛНР и ДНР, так как это подвинуло бы процесс к выходу из состояния гражданской войны на Украине, что не в интересах США, поскольку исчезнет инструмент управления европейским хаосом. К его созданию Вашингтон приступил еще тогда, когда развязал войну на Ближнем Востоке, спровоцировав тем самым миграцию сотен тысяч людей. И несложно было предвидеть, что потоки мигрантов хлынут именно в Евросоюз, разрушая его целостность и единство.

Сегодня Германия и Франция способны принимать самостоятельные решения только в пределах своих территорий, другие территории, в том числе и Украины, – это не их зона влияния. Их участие в минском процессе изначально было и остается, с одной стороны, чисто представительским (как бы от Евросоюза), с другой – они выступают вроде как секундантами Украины.

Поскольку война на территории Украины – это только часть большой войны США против России, то повлиять на ход этой войны Германия и Франция не могут, так же, как не могут оказать влияния на действия США в любой иной горячей точке планеты.

И вот уже на второй день после заседания «нормандской четверки» представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко сообщил, что у линии соприкосновения в Донбассе замечена группа украинских силовиков в военной форме российского образца, сюда же стягивается разнообразная боевая техника. Судя по всему, в этом районе готовится очередная провокация против народных республик, но, в первую очередь, против России.

Напомню в этой связи об эпизоде, который произошел во время недавней прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным. К нему обратился писатель Захар Прилепин и попросил прокомментировать вероятность того, что украинская армия может начать наступление на Донбассе во время ЧМ-2018 по футболу. «Я надеюсь, что до таких провокаций дело не дойдет, а если это случится, мне думается, что это будет иметь очень тяжелые последствия для украинской государственности в целом», – заявил Владимир Путин. «Рассчитываю, что ничего подобного не случится», – сказал он.

По мнению Путина, «жителей Донбасса невозможно запугать», а украинские власти не могут решить проблему ДНР и ЛНР, и призвал придерживаться Минских соглашений, а не усугублять ситуацию перед выборами в стране. «Мы сделаем, со своей стороны, все, чтобы ситуация на юго-востоке Украины была разрешена в рамках минского процесса и минских договоренностей», – подчеркнул президент России. Таким образом, вывод прост: Минские соглашения заработают, если обе стороны этого процесса – ДНР/ЛНР и Украина, в также его остальные гаранты – Германия и Франция тоже сделают «все, чтобы ситуация на юго-востоке Украины была разрешена» в полном соответствии со всеми предыдущими договоренностями. США, смеем надеться, сейчас настолько заняты другими проблемами, что мешать не будут. Или – не смогут. А пока минский процесс напоминает бег по кругу.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..