Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
«Косовский прецедент» - год спустя

«Косовский прецедент» - год спустя

17 февраля исполняется год с того момента, как Ассамблея сербского края Косово приняла декларацию независимости
Петр Искендеров
17.02.2009
«Косовский прецедент» - год спустя

Ровно год назад депутаты-албанцы в отсутствие сербских представителей единодушно проголосовали за независимый статус края. Тем самым был дан сигнал к новой перекройке границ на всем евразийском пространстве, а признание этого акта со стороны США и ведущих стран-членов Европейского союза вкупе с невнятной реакцией ООН, ОБСЕ, Совета Европы и других международных организаций показали, что мировое сообщество отныне находится в иной – и очень опасной - системе координат.


Истекший год полностью подтвердил неутешительные прогнозы насчет развития ситуации в Косово и роли «косовского прецедента» в дестабилизации обстановки в других «горячих точках» евразийского пространства. Еще в феврале 2008 года – сразу после того, как этнические албанские сепаратисты при поддержке США и ЕС предприняли свои односторонние действия, Россия и Сербия заявили о грубейшем нарушении международного права. Как известно, резолюция Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года потребовала от мирового сообщества выработать приемлемый для всех сторон статус Косово и одновременно подтвердила «приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославия и других государств региона». 

Однако в Вашингтоне, Брюсселе и целом ряде других балканских столиц быстро забыли об этих требованиях. Независимость Косово сразу же была объявлена «уникальным случаем», хотя целый ряд самопровозглашенных государств к этому времени уже имели гораздо больше оснований претендовать на международное признание. Решение албанских сепаратистов (которые вели борьбу за выход из состава Сербии, начиная с 1980-х годов), сразу же поддержали США и ведущие страны-члены Евросоюза, а также многие другие государства, в своей внешней политике традиционно ориентирующиеся на США, ЕС и пресловутую «евроатлантическую солидарность».

К настоящему времени независимость Косово признают 54 государства-члена ООН, в том числе 22 из 27 членов ЕС (в оппозиции по-прежнему остаются Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия).

Свои козыри получили и сторонники силового решения других сложных межнациональных вопросов. Они теперь могли обосновывать свои действия ссылками на неспособность мирового сообщества решать аналогичные проблемы. 

В результате за последний год мир столкнулся с военной агрессией Грузии на Кавказе, с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны России, а также с резким ростом напряженности в Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине, южносербской Прешевской долине – то есть практически во всех районах существующих и потенциальных балканских конфликтов. Именно после западной индульгенции косоварам албанские экстремисты Македонии взяли курс на ускоренное превращение страны в аморфную албано-македонскую федерацию, рассматриваемую как переходный этап к своему полному отделению. «Республика Македония - Илирида» - так, по замыслу местных албанцев, должно называться новое псевдогосударство. Примечательно, что лидеры албанских сепаратистов Македонии обнародовали Декларацию с требованием к властям страны санкционировать раздел государства спустя несколько дней после признания независимости Косово со стороны Скопье в октябре 2008 года. Президент Сербии Борис Тадич в недавней беседе с автором этих строк справедливо заметил, что «Великая Албания» является исторической целью, заявленной албанскими политиками в более раннее время, и достаточно очень поверхностного взгляда на развитие ситуации на пространстве Западных Балкан в течение последних 20 лет, чтобы убедиться в сознательном «перекатывании» кризиса с одной территории, на которой проживает албанское население в качестве этнического меньшинства, на другую». Независимое Косово является одним из ключевых центров управления и тыловой базой этих процессов. 

Что же ситуации в самом Косовском крае, то там спустя год после провозглашения противоправной декларации независимости возник подлинный международно-правовой тупик.

В настоящее время в крае действуют сразу три международных миротворческих представительства – миссия ООН, гражданско-полицейская миссия Евросоюза и миротворческие силы под командованием НАТО. Все они формально подчиняются мандату ООН, понимаемому, однако, по-разному. Если миссия ООН осуществляет общий надзор за ситуацией и готовит регулярные доклады генсеку ООН, то руководство миссии ЕС видит свою главную задачу во всемерном содействии местным властям в укреплении своих государственных институтов. Есть у самопровоглашенного государства и собственные вооруженные формирования – «Силы безопасности Косово» численностью в 2500 вооруженных бойцов. Как заявил в этой связи министр по делам Косово и Метохии в сербском правительстве Горан Богданович, ЕС и НАТО, вместо того, чтобы реально разоружить Косово, где сегодня в обороте находятся около полумиллиона «стволов», попросту «играют с огнем на пороховой бочке». Что же касается косовских сербов, компактно проживающих на севере края в количестве приблизительно 100 тысяч человек, то они все последние годы не признают никаких решений Приштины. В июне 2008 года сербы сформировали в Косовской-Митровице собственную Скупщину сербских общин Косово и Метохии и всячески укрепляют политические и экономические связи с остальной Сербией. 

Почему же Запад, учитывая все вышеперечисленные и многие другие издержки косовской независимости и прямую угрозу, которую она представляет для стабильности на Балканах, на Кавказе и в других стратегически важных районах, все-таки сделал свою албанскую ставку? Автор этих строк нашел один из ответов в содержания своих неофициальных бесед с дипломатическими представителями западноевропейских стран. Когда им предлагалось объяснить, почему проблема разделенного Кипра решается с 1974 года, и конца и края этому процессу нет, а Косово обрело независимость менее чем за 10 лет после прихода в сербских край натовских миротворцев, ответ НЕИЗМЕННО был один – «на Балканах мы не можем ждать».

Что именно не могут ждать в Вашингтоне и Брюсселе, хорошо понятно – не могут ждать, пока в этом регионе вновь окрепнут исторические позиции и влияние православной России.

Для борьбы против этого влияния албанские экстремисты, ведущие борьбу за создание антиславянской «Великой Албании», подходят как нельзя лучше. Впрочем, в 1980-е годы и талибы казались многим на Западе эффективным и послушным орудием. А албанцы – наиболее мобильная, организованная и активно развивающаяся нация в современной Европе – орудие пострашнее талибов… 

Петр Ахмедович Искендеров - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей»
Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.