Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Преодолеем ли нашу разобщенность?

Преодолеем ли нашу разобщенность?

Размышления о встрече русских организаций Украины и России во Владимире
Эдуард Попов
13.10.2009
Преодолеем ли нашу разобщенность?

Встреча была организована Фондом содействия гуманитарному сотрудничеству «Русское Единство». Мероприятие ставило целью консолидацию общественных организаций двух стран с целью более эффективной защиты русского языка и культуры на Украине.

Владимирская встреча оказалась весьма представительной в организационном и географическом плане. Во встрече приняли участие представители более 20 русских организаций Украины. Во встрече участвовала группа представителей русских общественных объединений, в основном организации, которые входят во Всеукраинский Координационный совет организаций российских соотечественников (ВКСОРС). Присутствовали следующие лидеры и организации: К.В. Шуров (председатель организации «Русская община Украины», г. Киев), С.Г. Проваторов (руководитель Всеукраинского объединения «Русское Содружество», г. Киев), Ю.Н. Егоров (Председатель Православного братства Александра Невского, председатель Всеукраинского общественного объединения "Православный выбор", г.Киев), О.П. Кадочников (Председатель Винницкой областной общественной организации «Русско-украинский культурно-просветительский центр «Соотечественники», г. Винница), А.Н. Кондряков (Председатель правления Всеукраинской общественной организации «Русская школа» г. Киев), С.Н. Коновалов (Сопредседатель Высшего совета Всеукраинского объединения «Русское содружество, г. Харьков), В.А. Корсаков (Председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы, г. Киев), В.Ф. Шестаков (Председатель «Русской общины» Полтавской области, г. Полтава), УОРК «Русь», Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (УАПРЯЛ), ЗУБР, ВОО «Русская школа», ВОО «Православный выбор», Ассоциации учителей русского языка и литературы, представители региональных организаций из Киева и Севастополя, из областей – Винницкой, Донецкой, Закарпатской, Львовской, Одесской, Полтавской, Харьковской, Черкасской. Подкарпатскую Русь на встрече представлял руководитель общественного объединения «Русинская родина» В.В. Лендел. Во встрече принял участие и представитель Белоруссии – руководитель Интернет-проекта «Империя» Ю.В. Баранчик.

Российскую сторону представляло руководство фонда «Русское Единство», Движения «Отчизна», Союза писателей России, Общественной организации «За жизнь, достойную человека», ряд других организаций, «Русинское землячество» Карпатская Русь» г. Москвы и Московской области. Научную общественность в числе прочих представлял Центр украинистики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону).

По-настоящему славянское радушие и гостеприимство проявил глава владимирского отделения Движения «Отчизна» Петр Алексеевич Ахунов, который сделал все возможное, чтобы встреча оказалась и продуктивной для работы, и незабываемой для души.

Первый день работы форума был посвящен ознакомительной экскурсии по второй столице Руси – древнему Владимиру. Следует отметить, что организаторы форума очень удачно выбрали место проведения встречи. Посещение святынь России – храма Покрова на Нерли в Боголюбове, Успенского и Димитриевского соборов, Золотых ворот во Владимире, построенных в XII веке, произвело глубокое впечатление на всех участников. Белокаменные своды старинных храмов – лучшее свидетельство единства православной Руси.

Уверен, увидь эти соборы нынешние хулители России, у многих из них изменилось бы отношение к «северному соседу» - преемнице православной державы киевских Рюриковичей.

Сам собой напрашивается вопрос: почему в эти святые места, пронизанные самим духом русской истории, не отправляются поездами школьники и студенты из некогда братских, а ныне соседских Украины, Белоруссии, Казахстана? Почему при обилии различных фондов поддержки соотечественников, щедро спонсируемых государством, не ведется работа по организации молодежных поездок в эти места? Да и самой российской молодежи очень бы не повредило прикосновение к этим родникам русской духовности и фундаментам русской государственности. Не потому ли так непривлекателен образ России в глазах многих молодых людей на Украине, что мы отдали на откуп националистической верхушке в Киеве право и обязанность мировоззренческого и идеологического воспитания подрастающего поколения?

Об образе же самой Украины много говорилось на второй день встречи. Образ этот оказался весьма далек от картинки, которую рисуют руководители «оранжевой» Украины и близких к ним СМИ. Прежде всего, украинское государство вызвало общие нарекания и обвинения в нарушении демократических прав и свобод. В том числе, в болезненном для Украины вопросе нарушения прав национальных меньшинств. Эта тема, в частности, была развита в выступлении заместителя председателя правления РОО «Русинское землячество» Карпатская Русь» А.В. Фатулы. По словам общественного деятеля, его родители и старшие братья, родившиеся в Подкарпатской Руси до ее не добровольного присоединения к Советской Украине в метриках были записаны как русины. После же «воссоединения» (с соседским и братским, но все же другим народом – то есть украинцами) всех новорожденных, в том числе, выступающего, записали в украинцы. Трагифарс в духе театра абсурда: старшие братья – русины, младший – украинец. На момент вхождения Подкарпатской Руси в состав Украины русинов насчитывалось порядка 500 тысяч, по переписи же 2001 г. – чуть более 10 тысяч…

Русины, живущие в Закарпатской области современной Украины, пожалуй, как никто иной испытывают издержки национальной политики демократического украинского государства. Этот немногочисленный народ находится на грани ассимиляции и этнокультурного уничтожения, поскольку у него отбирается само историческое имя. Народ как совокупность индивидов продолжает существовать, хотя и в тяжелейших условиях. Народ же как культурно-историческая общность подвергается последовательной аннигиляции.

Тема русинского этнокультурного этноцида была продолжена в ярком выступлении председателя общественного объединения «Русинская родина» В.В. Лендела. Областная организация с таким названием создана и зарегистрирована совсем недавно, в марте 2009 года, но уже успела продемонстрировать свой потенциал. Зарегистрирована и издается газета с одноименным названием (к настоящему времени издано два выпуска, готовится третий), создан свой сайт, готовится к запуску культурная программа на местном телевидении, посвященная русинам. Выступление В.В. Лендела запомнилось именно своей позитивностью.

Хотя ситуация в исторической Подкарпатской Руси и в целом на Украине не располагает к оптимизму, не должно подвергаться унынию, которое, как известно, один из самых тяжких грехов для христианина.

Предложения Василия Васильевича налаживать не только культурные, но и деловые связи между Закарпатьем и Россией, оборванные за годы дезинтеграции, нашли положительный отклик у всех участников встречи. Будущее покажет, насколько сильно противодействие возобновлению хозяйственной кооперации бывших союзных республик и братских народов, сможет ли преодолеть его интеграционная воля отдельных энтузиастов и даже целых регионов…

Положение самого большого (после украинцев) народа Украины в чем-то контрастировало с положением малочисленного (по официальной переписи) народа русинов. Если русины – классическое национальное меньшинство Украины, то русские даже согласно официальным, вероятно, сильно заниженным данным переписи населения составляют более 17% населения государства. Русский язык считают родным, согласно данным многочисленных соцопросов населения, не менее половины граждан Украины. Русские являются (наряду с украинцами, теми же русинами) автохтонными жителями на территории украинского государства. А некоторые макрорегионы были колонизированы и окультурены преимущественно русскими (великороссами), а не украинцами (малороссами). Таковы Таврида (Крым), Северное Причерноморье, родной для автора этих строк Донбасс, - регионы исторической Новороссии, щедро подаренной большевистскими вождями братской Украине…

Положение русских автохтонов в соседней, но уже не братской Украине сегодня напоминает положение непрошенных гостей в родном доме (здесь аналогия с положением русинов полная). В выступлениях едва ли не всех участников форума горечь этого положения постоянно (быть может, даже чрезмерно) подчеркивалась критикой позиции официальных российских структур, которые не обращали должного внимания на положение российских соотечественников за рубежом. Позиция не нова, нам самим не раз приходилось озвучивать подобные мысли. Но давайте взглянем правде в глаза: не меньше претензий следует предъявить не только Российскому государству, но и русским в той же Украине, да и в самой России.

Русские вообще – великий народ-государственник, но очень слабо способный к самодеятельности вне рамок государственных институций. Это не наша вина и не наша беда, а лишь оборотная сторона нашей имперской (не империалистической!) природы.

Неспособность самоорганизовываться и отстаивать свои права в полной мере проявилась на Украине, в которой с начала 90-х годов идеологически и политически доминируют чрезвычайно активные галичане. Это полная противоположность русским, (суб)этнос, исторически развивавшийся в рамках великих империй (и на задворках великих империй), но показавший много энергии в деле их разрушения (сначала Великой Польши, затем Советского Союза) и способности навязывать свой культурный код гораздо более многочисленным этнокультурным общностям (украинцам).

Как бы то ни было, русским Украины (и русским России) есть много чему поучиться у тех же галичан. Например, бережному и ревнивому отношению к собственной культуре. А также способности к общественной (негосударственной) консолидации.

Кажется, близкая мысль была высказана и в пожеланиях встречи во Владимире. Принятый по итогам встречи проект Плана действий содержит, в частности, такое положение, как инициатива создания региональных Центров русской культуры на Украине (см. подробнее: http://rusedin.ru/2009/09/30/73/). За скобками этого плана остались нерешенными и непоставленными многие вопросы кадрового, организационного и идеологического плана. Но, как было заявлено в выступлении директора Фонда Владимира Ильича Максименко, за этим началом (добавим от себя: многообещающего) непременно должно последовать продолжение.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..