Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Наступает время исповедничества...

Наступает время исповедничества...

Украина: принят закон об отъеме храмов у канонической Церкви.
Матвей Славко
18.01.2019
Наступает время исповедничества...

Отныне, как в языческой Римской империи, гонения на Церковь Христову на Украине будут «по закону». Обнаглевшие безумцы намерены изгнать свой народ из Церкви, в которой он молился и жил тысячу лет...

17 января Верховная рада приняла скандальный закон № 4128 о внесении изменений в закон «О свободе совести и религиозных организациях», поданных в парламент еще в 2016 году, – фактически о церковном рейдерстве. Закон облегчает переход общин из одной церкви в другую. Отныне участвовать в сборах прихожан, решающих – переходить ли в ПЦУ, смогут не только члены местной общины, но и кто угодно вместо них. А это означает, что любой храм можно будет отнять, прислав для голосования на собрании автобус с нанятыми людьми.

Пишет протоиерей Владимир Гамарис: «Пришли какие-то люди, спели Щеневмерлу и объявили бабушке, что теперь она должна ходить молиться в ПЦУ, а не в ту Церковь, где ее крестили, где она исповедовалась и причащалась, где венчалась, крестила детей и внуков, где отпевала мужа. Эти люди лучше ее знают, где и как ей молиться?»

«За» проголосовало 229 народных депутатов. Спикер Парубий несколько раз возвращал законопроект на голосование и в итоге дожал парламент. В перерыве между голосованиями народный депутат Вадим Новинский подошел к спикеру и потребовал отмены голосования. «Отойди от меня! Нечисть, отойди от меня!» – ответил депутату спикер.

Политолог Руслан Бортник прокомментировал причины столь большого числа голосов «за», которые Парубию все же удалось «выдоить» из парламента: «Власть разыгрывает псевдопатриотическую карту – или ты голосуешь за сумасшедшие идиотские вещи, и ты патриот, или не голосуешь – и ты “рука Москвы”. Многие фракции находятся в заложниках этой ситуации. Другие же – в силу привязанности к округам или своих религиозных убеждений – прямо связаны с теми конфессиями, которые заинтересованы разрушить поле УПЦ».

Закон вступит в силу на следующий день после официального опубликования. Парубий направил его на доработку, поскольку этот документ не учитывает «всех процедурных и юридических нюансов». Однако глава парламента своим указанием нарушил Конституцию, поскольку Комитет по вопросам культуры и духовности не имеет права законодательной инициативы.

По действовавшему Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях» религиозная община может сменить подчиненность. Но эту подчиненность не имела права сменить территориальная община, так как в населенном пункте может быть несколько религиозных общин разных конфессий. На практике это прежде означало невозможность влияния членов других религиозных общин на принятие решения о том, чтобы религиозная община, членами которой они не являются, изменила свою подчиненность.

Например, отмечает ресурс «Страна», сложно представить, чтобы Владимирский собор, который даже после самороспуска «киевского патриархата» остается вотчиной Филарета, перешел в другую конфессию после сбора подписей за это членов территориальной общины. Или чтобы мечеть стала христианским храмом, если за это проголосуют местные жители.

Не принимать этот проект еще с 2016 года призывало парламент Главное юридическое управление Верховной рады, в анализе которого говорится, что вопрос переподчинения религиозных общин в принципе не является предметом законодательного регулирования.

«Несмотря на то, что в значительной части религиозных общин различных вероисповеданий членство является нефиксированным, предложенная формулировка о предоставлении согласия на изменение подчиненности простым большинством лиц, присутствующих на собрании граждан, является непродуктивной. Ведь количество присутствующих лиц может быть значительно меньше, чем количество членов религиозной общины в целом. Кроме того, не исключается ситуация в таком случае принятия альтернативных юридически равнозначных разновекторных решений различными лицами, которые “самоидентифицировали” себя с религиозной общиной», — говорилось в выводах юристов.

Против законопроекта тогда выступил целый ряд религиозных конфессий, в том числе протестанты, иудеи, мусульмане. Например, мусульмане несколько раз направляли письма спикеру с просьбой не ставить законопроект на голосование. Украинская лютеранская церковь также публично критиковала термин «самоидентификация», отмечая, что человек не может самоидентифицировать себя членом их религиозной общины, поскольку по их канонам сначала необходимо пройти курс обучения.

Теперь – законопроект подчистили, упразднив термин «самоидентификация», а также внеся другие изменения. Определение критериев для членства людей в общинах остается за самими религиозными общинами.

Несколько предыдущих лет авторы законопроекта только абстрактно говорили о правах религиозных общин изменять подчиненность.

Сейчас уже никто не скрывает, права какой именно конфессии будут и дальше урезать. В частности, буквально накануне голосования один из ключевых авторов законопроекта Виктор Еленский в интервью «Голосу Америки» прямо заявил, что закон нужен, чтобы «выскочить из-под Москвы».

* * *

Проталкивание этого воистину бандитского закона происходило на фоне кампании по вмешательству государственных органов в церковную жизнь.

Одно из таких проявлений – организация местными властями собраний по якобы добровольному переходу общин УПЦ в новосозданную политически-религиозную структуру ПЦУ.

Акции такого рода прошли в разных местах страны и показали, как на практике будет и в дальнейшем осуществляться отъем канонических храмов.

Практически ежедневно из разных регионов Украины приходили сигналы о ползучем «отжиме» сельских церквей, которые ранее были в УПЦ.

Конфликты вокруг переходов церквей в новосозданную ПЦУ (официально она именуется как Святейшая церковь Украины) активизировались сразу после предоставления Украине Томоса о создании новой православной церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата. По удивительному совпадению, в рамках «Томос-тура», с которым Порошенко сейчас катается по Украине, буквально накануне его приезда в разные регионы происходили захваты сельских приходов.

13 января в небольшом селе Красноволя Маневичского района Волынской области, в Свято-Михайловском храме со скандалом некие «активисты» помешали совершить литургию, которую планировал возглавить епископ УПЦ Волынский и Луцкий Нафанаил, затем эти же активисты отобрали ключи от храма у священника УПЦ. На своей странице в Фейсбуке председатель Маневичской райгосадминистрации Андрий Линдюк торжественно отчитался о том, что «громада провела процедуру перехода в Православную Церковь Украины».

«Большое спасибо Константинопольской церкви-матери. От ваших материнских объятий мы задыхаемся», – так прокомментировал этот захват сельского прихода спикер Волынской епархии УПЦ Олег Точинский.

Следует обратить внимание, что захваты храмов «ползут» с западных областей в центр, однако пока почти не проявлялись на востоке страны.

Так, 11 января сторонники ПЦУ провели «сборы» и опечатали храм в селе Ворсовка в Житомирской области. Их поддержали сельсовет и «активисты». После «сборов» о переходе в ПЦУ Свято-Николаевский сельский храм был опечатан, а его настоятель попал в больницу с гипертоническим кризом. Одного из священнослужителей – пригласили на беседу в СБУ. Свято-Николаевская церковь на берегу реки Возня в Ворсовке является памятником архитектуры, здесь сохранились старинные иконы, среди которых – образ святого благоверного Александра Невского, начала 1860-х; однокупольная церковь с колокольней над входом была построена в 1850 г.

В селе Оленовка Борзнянского района Черниговской области сторонники ПЦУ и нацисты, несмотря на сопротивление прихожан, захватили храм УПЦ.

Большинство верующих села были против перехода в ПЦУ, прихожане окружили храм и пытались воспрепятствовать радикалам, приехавшим к храму с намерением срезать замки или отобрать ключи, рассказал корреспонденту Союза православных журналистов секретарь Нежинской епархии о. Валерий Дашко.

«Активисты», которых сначала было около 15 человек, угрожали применить силу, вызвали «подкрепление» из Нежина: к храму прибыло несколько автобусов с членами ПЦУ и нацистами. В полдень праворадикалы срезали болгаркой замки и захватили храм.

Настоятель храма пытался снять происходящее на видео, но ему не позволили.

15 января в Оленовке прошло собрание общины, на которое прибыли около 25 человек, не являющихся жителями Оленовки. Они потребовали вынести на голосование вопрос о переходе местной религиозной общины из УПЦ в ПЦУ. Сельский голова поставил вопрос на голосование, но из местных жителей его поддержали лишь двое, еще 24 голоса дали приехавшие сторонники ПЦУ, а в протоколе было приписано еще 11 голосов.

Ранее радикалы сетовали, что в Чернигове до сих пор ни одна религиозная община не перешла в ПЦУ, и предложили помочь. Как видим, помогли.

А в Тернопольской области в Свято-Преображенском храме в селе Гнездичное Збаражского района прихожане договорились пользоваться сельским храмом по очереди: утром в храм заходит община УПЦ с настоятелем, секретарем Тернопольской епархии протоиереем Стефаном Баланом, после них служат сторонники ПЦУ. Поочередные службы начались 13 января. На данный момент острого конфликта в селе нет, численно община УПЦ и сторонники перехода в ПЦУ примерно равны. Разделить имущество община не может, дополнительного помещения, куда могла бы уйти одна из сторон, в селе нет. Перед тем, как заявить свои претензии на храм, сторонники ПЦУ собрали в Гнездичном подписи в свою поддержку — по их словам, около 400. В целом жители села настроены спокойно, точно так же они подписались и в поддержку общины УПЦ, поскольку ничего не имеют против священника: протоиерей Стефан, только обойдя треть села, собрал около 150 подписей.

* * *

Уже к марту, то есть к выборам президента, ползучий «отжим» храмов может стать галопирующим.

Однако цель закона, как верно усматривают аналитики, вовсе не мелкие сельские приходы, как на Волыни или в Винничине, где храмы и так уже переводятся в ПЦУ руками «активистов» и местных чиновников.

На кону – такие объекты, как монастыри и лавры, в частности Почаевская. Еще осенью директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш озвучивал идею о том, что Почаевская лавра может изменить свою принадлежность, на всякий случай оговариваясь: но «только вследствие эволюционного процесса, а не принуждения».

Высока вероятность раздела Киево-Печерской лавры. «Власти могут попытаться передать Верхнюю лавру, которая принадлежит государству, в ПЦУ. В схеме по атаке на храмы в регионах дележ лавры в Киеве будет выполнять отвлекающую роль», – полагает тот же Р. Бортник.

По данным Религиозно-информационной службы Украины, которая открыто поддерживает ПЦУ, на 13 января из УПЦ вышли 52 общины. Из них почти 40% – это переходы в Винницкой области, где бывший митрополит УПЦ Симеон стал членом синода ПЦУ.

Остальные переходы приходов касаются пяти областей: Волынской (3), Львовской (5), Хмельницкой (8, из которых шесть – под контролем одного священника), Черкасской (5), Черновицкой (3).

Во всей Левобережной Украине перешел в ПЦУ один приход (Днепропетровская область), во всей южной – два (Николаевская и Одесская области). В Житомирской пока также перешел один приход, в Киеве — два, а вот в Киевской области пока ни одного.

То есть пока, можно сказать, массового бегства священников и верующих в новую «церковь» не наблюдается. И потому власти с радикалами пытаются ускорить процесс силовыми методами. Можно сказать, что наступает время мученичества, время исповедничества...

 

Специально для "Столетия"


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..