Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Памяти царя-миротворца

Памяти царя-миротворца

В Гатчине установлен памятник Александру III
Игорь Веремеев
07.06.2021
Памяти царя-миротворца

Президент России принял в субботу участие в церемонии открытия памятника императору в Арсенальном каре Гатчинского дворца. Открывая монумент, к которому он, преклонив колено, возложил цветы, Владимир Путин отметил, что «эпоха Александра III дает пример естественного, гармоничного сочетания масштабных технологических, промышленных, государственных преобразований и верности национальным традициям и культуре, своим самобытным истокам».

По словам президента, отношение к царю во время его правления было разным. «Так будет всегда» — «потому что оценить масштабы такой работы в режиме реального времени очень сложно, подчас невозможно», — заметил Путин.

Автора скульптуры выбрали в результате конкурса, который провело Российское историческое общество весной 2019 года. Победила модель скульптора Владимира Бродарского — выпускника петербургской Академии художеств и ученика скульпторов Альберта Чаркина и Григория Ястребенецкого.

В 2017 году Путин уже открывал памятник Александру III в Крыму, на территории парка Ливадийского дворца. Тогда же он заявил, что политика этого царя «обеспечила рост влияния России, повышение ее авторитета в мире».


Главный памятник – в Петербурге

Трубецкой.jpgОднако, как известно, «главный» памятник Александру III уже есть в Петербурге и раньше он был установлен в самом центре города на площади Восстания, которая тогда называлась Знаменской. После революции памятник убрали большевики, и он до сих пор сиротливо ютится во дворе Мраморного дворца — ныне филиале Русского музея. Вопрос о его возвращении на прежнее место в центре города ранее уже поднимался в Петербурге. Дело в том, что на его месте в советские времена была в 1985 году в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне установлена гранитная стела-обелиск «Городу-герою Ленинграду». Поэтому Комиссия по образованию, культуре и науке Заксобрания Петербурга не рекомендовала возвращать его на историческое место.

Монумент Александру III создал выдающийся скульптор Паоло Трубецкой. Он был открыт на Знаменской площади в 1909 году и специально создавался именно для этой площади. На постаменте памятнику было начертано: «Александру III державному основателю Великого Сибирского пути".

Это нулевая точка отсчета Транссибирской магистрали, которая начала строиться при Александре III. Предполагалась установка еще нескольких монументов. На противоположном участке магистрали в Иркутске стоит памятник Александру III, посвященный этой же теме. Тот памятник был уничтожен в советское время и восстановлен в 90-е годы на своем историческом месте.

Сегодня многие историки считают Александра III самым великим русским царем после Петра I. Не случайно в народе его прозвали «миротворцем», он стал единственным императором, в царствие которого Россия не вела ни одной войны. Но при этом ухитрилась без единого выстрела присоединить обширные территории в Средней Азии.

Даже внешне Александр III как нельзя лучше воплощал народное представления о царе: огромного роста, с громовым голосом, грозным взглядом. К тому же обладавший громадной физической силой: он без труда сворачивал в трубочку медные пятаки и мог легко перебросить теннисный мяч через крышу Михайловского замка.

Точно также он и говорил: коротко, внушительно, по-царски, так, что его слова запоминались надолго. «У России, — веско сказал император, — есть только два союзника: армия и флот». Вошло в историю и другое его высказывание. Однажды в Царском Селе Александр удил рыбу, его адъютант напомнил, что французский посланник давно ждет аудиенции, мол, по «неотложным европейским делам».«Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать!» — спокойно ответил император, продолжая невозмутимо следить за поплавком.

Вопреки либеральному мифу о его якобы невежестве, Александр получил прекрасное гуманитарное и военное образование у выдающихся учителей — Я. Грот (литература), генерал М. Драгомиров (военное искусство), К. Победоносцев (право), С. Соловьев (история). Он был образцовым семьянином, чтил отца и мать, имел шестерых детей. Горячо любил Россию и русские обычаи и делал все, чтобы упрочить ее положение в мире. А потому проводил сугубо осмотрительную политику, стремясь оградить страну от авантюр.

Все вопросы внешней политики император решал лично. Россия получила право держать флот в Черном море. Александр III созвал особое совещание и было принято решение создать флот, превосходящий турецкий, способный доставить десант ко дворцу султана в Стамбуле.

После его кончины такое чуть было не произошло — в Первую мировую войну русский десант уже готовился, но революция смешала все планы…

В области внутренней политики Александра упрекали в консерватизме за введенные им ограничения по образованию — так называемый закон о «кухаркиных детях», ущемлении прав земских учреждений и т.п. Но при этом царь понизил выкупные платежи, основал Крестьянский банк, ослабил гонения на старообрядцев. При нем культура находилась в расцвете: творили Суриков, Репин, Чайковский, Лев Толстой, Чехов, был основан грандиозный Русский музей, носивший его имя. Александр III был первым, кто стал делать заказы у прославившегося потом на весь мир петербургского ювелира Карла Фаберже.

Сын Александра III Николай II поручил создать памятник отцу Паоло Трубецкому, который победил в конкурсе вместе с архитектором Федором Шехтелем. Работа оказалась на редкость трудной. Скульптор изготовил 14 моделей, причем три из них высотой в 9 метров — в натуральную величину и только третья получила одобрение царя и его семьи.

Открытие памятника состоялось в присутствии всего императорского двора и войск Петербургского гарнизона. Кстати, повторим, не случайно местом установки монумента избрали площадь перед Николаевским (ныне Московским) вокзалом, поскольку именно Александр III подписал высочайший рескрипт о создании «великого рельсового пути» — Транссибирской магистрали (сын-наследник, Николай II был председателем комитета по ее строительству). Ничего подобного большевики не создали потом за все годы советской власти.

Когда сдернули покрывало, то на площади раздались крики. «Одни кричали от восторга, другие — от возмущения!» — вспоминал современник. Сразу же начались ожесточенные споры. Кто-то называл памятник «карикатурой», «уродом». Кто-то, напротив, заявлял, что он отражает стабильность, основательность, прочность государственной системы, созданной могучим императором-миротворцем.

Но хулителей было все же больше. Эстеты поносили скульптора, а Петербургская академия художеств демонстративно не избрала Трубецкого своим членом. Даже Александр Бенуа, доброжелательно относившийся к скульптору, писал: «Художник противопоставил свою дерзкую мысль воле заказчика-государя и вынес столь жестокий приговор царю-миротворцу, что заказчика с самого открытия памятника не покидала мысль отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновних глаз».

А тогдашние «демократы» открыто издевались:

Стоит на площади комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка.
На шапке крест,
Кто догадался,
Того под арест.

Однако именно такая карикатурная трактовка внушительного монумента помогла ему просуществовать вплоть до 1937 года. После революции большевики тоже сначала сочли, что речь идет о карикатуре, и постарались использовали монумент в целях пропаганды. Бойкий борзописец режима Демьян Бедный сочинил стишки, которые были прикреплены к его подножью:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В октябре 1937 году президиум Ленгорсовета все-таки постановил убрать памятник «ненавистного самодержавья». Его решили разобрать на части и отправить на переплавку. Однако нашлись смелые люди (даже в те годы!), которые перенесли его во двор музея, где он тихо и незаметно пережил годы гонений на русскую историю.

При этом из пьедестала убрали несколько камней, которые были использованы при сооружении бюстов героев СССР. В 1996 году памятник перенесли во двор Мраморного дворца (на место ленинского броневика), где он и находится по сей день.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..