Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Папа, паства и президент

Папа, паства и президент

Шестидневный визит понтифика в Соединенные Штаты призван вернуть доверие американцев к католической церкви
Виктор Грибачев
17.04.2008
Папа, паства и президент

Джордж Буш принимал прибывшего в США Папу Римского необычайно торжественно. Президент, принадлежащий к Объединенной методистской церкви США - одной из главных протестантских конфессий Америки – встречал Бенедикта XVI, главу католической церкви и государства Ватикан так, будто он прилетел по личному приглашению хозяина Белого дома.

Подробности вынесем за скобки, журналисты уверяют: так в Соединенных Штатах не чествовали ни одного мирового лидера. Однако договоренность о визите была достигнута ровно год назад не с ним – а с посетившим в апреле Ватикан Генеральным секретарем ООН. Тогда Пан Ги Мун и пригласил понтифика в Нью-Йорк, где находится штаб-квартира Объединенных Наций. 

Зато подвернулось радостное совпадение: в нынешнем месяце американские католики будут праздновать 200-летие основания епархий в Бостоне, Филадельфии и Нью-Йорке. Гостеприимство Джорджа Буша было, видимо, оценено. Однако график визита крайне жесткий и никаких отклонений не позволяет: Папа даже не пришел на торжественный ужин, устроенный Джорджем Бушем по случаю дня рождения понтифика – впрочем, президента упредили об этом заранее. Известно также, с чем намерен обратиться к пастве Бенедикт XVI.  

Восемнадцатого апреля, в штаб-квартире ООН, он будет говорить о правах человека. Все ждут, что он выскажет обеспокоенность продолжающимся насилием в Ираке – здесь оценки президента и папы расходятся. 20 апреля Бенедикт XVI помолится на месте, где стояли башни-близнецы Всемирного торгового центра, после чего встретится с представителями других религиозных течений.

За последние годы Ватикан сумел настроить против себя практически всех, кого только мог.

 Во время лекции в Германии Бенедикт XVI процитировал слова из «письма к персу» - как в византийской традиции называли турок - константинопольского императора Мануила II Палеолога: «Покажите мне, что нового принес пророк Мухаммед в этот мир, и вы увидите только зло и бесчеловечные вещи». После чего последовали вспышки насилия во множестве мусульманских стран, а в Палестине начались поджоги христианских церквей. Он же «задел» индуистов за их «религиозную нетерпимость». Не пожалел иудеев, а потом - все христианские церкви скопом, заверив, что они - «неполноценные». Не забыл Бенедикт XVI и про индейцев Латинской Америки, заявив: католики, пришедшие на континент, их «очистили»…  

Конечно же, в Америку он приехал «мириться». Сразу и со всеми, потому что страну населяют представители самых разных вероисповеданий. Свежие результаты исследования религиозных предпочтений американцев появились в феврале: 78.4 процента американцев – христиане, из них наиболее многочисленны протестанты, чуть больше половины населения страны. Католики составляют 23.9 процента. Выяснилось, что жители США часто склонны отказываться от верований своих родителей и принимать иную религию или вообще отказываться от нее. Более всего теряют свидетели Иеговы, на втором месте – католики, 31 процент американцев родились в католических семьях, однако лишь 24 процента из них сохранили преданность вере родителей. Стойкими оказались православные - 73 процента выросших в таких семьях до сих пор придерживаются веры отцов. Свои храмы постоянно посещают 83 процента американских евангелистов, 75 - мормонов, 70 - адвентистов, 69 - баптистов, 66 - методистов, 64 - пресвитериан, 62 - мусульман, 59 - католиков, 53 - иудеев, 45 - протестантов и 28 процентов буддистов.  

Ватикан давно обеспокоен уменьшением паствы в Соединенных Штатах Америки, и визит обязан это положение кардинально исправить. Поэтому госсекретарь Ватикана пообещал: на встрече с американским духовенством в нью-йоркском соборе Св.Патрика 19 апреля Папа обязательно затронет тему педофилии, включенной Ватиканом месяц назад в неофициальный новый список «смертных грехов». Вопрос, говоря попросту, грязный, но шила в мешке не утаишь...  

Католическую церковь в Соединенных Штатах губит американская мораль. Вернее – то, что таковой именуется. Беседуя в канун визита понтифика с американским экспертом по Ватикану Тедом Липиеном, журналист, конечно же, спросил его, почему многие либерально настроенные католики покинули церковь.

Знаток признал очевидное: «Судя по всему, это был результат глубоких расхождений с папой по таким вопросам, как аборты, предупреждение беременности, отношение к женщинам - священникам, однополые браки и, в целом, к тенденции демократизации церковной жизни.

Да, около трети тех, кто воспитывались, как католики, ушли из церкви. Это, в принципе, явление, не имеющее прецедентов в истории Америки, чтобы столько людей за такой сравнительно короткий срок порвали с религией своих предков».  

Порвали и продолжают рвать. Хотя еще десять лет назад профессор политологии Флоридского университета Кеннет Уолд, автор книги «Религия и политика в США», уверял в обратном: «Теперь, вне всякого сомнения, католики занимают центральное место в политической жизни Америки. Многие из нас видят в католической церкви противника абортов и ярого защитника движения за жизнь. Но в то же время католическая церковь весьма активно выступает от имени обездоленных американцев. Это отражает трансформацию американской церкви по мере того, как в ее ряды вливается все больше и больше испаноязычных представителей и рабочих».  

Три года назад, отдавая должное мощи католической церкви и католических организаций в Соединенных Штатах, журналисты признавали: позиции католицизма в стране постепенно слабеют. Неловко говорить, замечали они, но «имидж» католической церкви удалось хоть немного улучшить в результате кончины Папы Римского Иоанна Павла Второго и связанных с этим мероприятий.  

А вот мнение Джозефа Грибоски, президента американского исследовательского института религии и общественной политики. Его спросили, повлияли ли террористические атаки 11 сентября на уровень религиозности американского общества. Эксперт ответил: «Сразу после терактов был отмечен резкий рост религиозной активности населения, люди намного чаще стали посещать церкви. Это объясняется тем, что люди испытывали сильный страх и нуждались в каких-то ответах, они ожидали какого-то духовного исцеления. Со временем эта активность уменьшилась».  

Но все эти явные и не очень явные причины «исхода» американцев из лона католической церкви как минимум вторичны. Главная – те самые скандалы со священниками-педофилами.

Грязь: по сообщению агентства Рейтер, с 1950 по 2002 годы 10.667 детей стали жертвами сексуальных домогательств со стороны 4.392 священников. Причем, как считают, реальные данные могут быть гораздо выше. Да и вообще, согласимся, данные устаревшие, новые, если они и есть, от публики спрячут. В 2005-ом к 15 годам тюремного заключения приговорили бывшего американского священника, 74-летнего Пола Шенли - за регулярные изнасилования и избиения детей. В сексуальном надругательстве над малолетними и в гомосексуализме были уличены даже кардинал Лос-Анджелеса Роджер Махони, архиепископы Нью-Йорка, Бостона, Милуоки и все того же Лос-Анджелеса. Да, Папа Римский Иоанн Павел II отправил их в отставку. Американцы же стали уходить из костелов...  

Бенедикт XVI «выскажется» на эту тему во время утренней мессы в соборе Св.Патрика в Нью-Йорке 19 апреля. Как заранее оповестил государственный секретарь Ватикана, даже единичные случаи сексуального использования детей священниками стали тяжелой раной для всей католической церкви. Сколь серьезным финансовым увечьем стали для католической церкви те 2 миллиарда долларов, которые сумели отсудить у нее жертвы педофилов, никто, конечно, говорить не станет.  

Визит Папы Римского, скорее всего, загонит «болезнь» вглубь. За несколько дней до его прилета американские гомосексуалисты и лесбиянки, принадлежащие к католической церкви, объявили о проведении в Вашингтоне и Нью-Йорке «мирных демонстраций» протеста. Что делать, их не устраивает позиция Ватикана по вопросу «однополой любви», однако они не намерены изменять своей церкви. Вот здесь то и выяснилось, как заявила одна из лидеров недовольных, что для них церковь – это не только Папа Римский и Ватикан, а растущее число приходов и священнослужителей, приветствующих паству «нетрадиционной сексуальной ориентации»...  

Ничего не получат и кандидаты в президенты. Они дорого бы дали за самую короткую аудиенцию у Бенедикта XVI, однако, чтобы не вмешиваться в предвыборную кампанию, понтифик не будет встречаться ни с одним из трех претендентов на Белый дом. Согласно опросам общественного мнения, большинство жителей страны считают недопустимой ситуацию, в которой религиозные лидеры призывают голосовать или не голосовать за того или иного кандидата. Да и сами американцы неоднозначно воспринимают темы веры и религиозных предпочтений, затрагиваемых политиками-кандидатами, примерно половина считает, что так надо, другой половине это не нравится.  

Нравится – не нравится, но грядут выборы, а католиков в США примерно 67 миллионов человек, пятая часть населения.

Два года назад выяснилось: 83 процента американцев были готовы проголосовать за кандидата в президенты США, который принадлежит к католической церкви.

Но почему-то неизменно отдают свои симпатии другим, Джон Кеннеди остается единственным в истории США президентом-католиком.  

Что говорит о совершенстве политтехнологов и силе денег, собранных кандидатами в президенты. По устоявшейся традиции американские католики голосуют за демократов, протестанты - за республиканцев. На выборах 2004-го за республиканца Джорджа Буша проголосовали 59 процентов протестантов и 52 процента католиков. Его намерение внести в конституцию поправку, запрещающую однополые браки, упор на идентичные с католической церковью взгляды по запрету абортов и клонирования привлекли на его сторону тех самых католиков, которые устали от церковных «сексуальных скандалов». Уже четыре года назад выяснилось: «селяне» оказались более консервативными в своих взглядах, жители городов – куда либеральнее. У каждого своя мораль.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..