Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Вольер для демонов революции

Вольер для демонов революции

Заметки о юбилейных телепремьерах
Татьяна Корсакова
15.11.2017
 Вольер для демонов революции

Всю предыдущую праздничную неделю главные телеканалы страны наперебой показывали нам разнообразных «демонов» революции и охваченные заразным «демонизмом» народные массы. И мы, стараясь понять логику восстания этих масс, с любопытством и ужасом разглядывали этот чудовищный «зверинец», где убивают только для того, чтобы убить. Впрочем, нас начали с какой-то целью уверять, что это была разная кровь...

В далеком детстве нас часто водили в кино после уроков или даже вместо них и всегда на «Ленина в Октябре». Вот и выросло в наших юных головках совершенно четкое положительное представление о Великой Октябрьской социалистической революции – событии, за совершение которого полагалось благодарить его участников так же горячо и искренне, как говорить спасибо повару после обычного сверхсытного обеда в пионерлагере. Конечно, именно такое представление не само выросло, а было пересажено в наши мозги из голов великих кинодеятелей – сценариста Алексея Каплера и режиссеров Михаила Ромма с Дмитрием Васильевым. Ничуть не иронизирую – действительно великие были люди, эти авторы «Ленина в Октябре». И мы увидели ту революцию ровно так, как они с худсоветом. Совсем не зря ведь дедушке Ленину приписывают мнение «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Не исключаю, что многим моим одноклассникам, впрочем, как и взрослым зрителям, было все равно, художественный это фильм или документальный: раз показано на экране – значит, чистая правда.

Недавнее празднование 100-летия Великой российской революции, как она теперь называется, оказалось вовсе не праздничным, хотя в Россию, чтобы этот юбилей отметить, съехались делегации коммунистических и близких к ним партий из 80 стран мира. Сознаюсь, и я тайно позвонила трем-четырем своим подругам, а также вполголоса поздравила в домовом лифте незнакомых соседей старшего возраста, в глазах которых не увидела ненависти к революции, а наоборот – заметила неистребимую ностальгию по советскому времени. Нам ведь достался самый лучший, как нам теперь кажется, период той эпохи: без ненависти и без зависти, с начальниками без дач-дворцов и без карманов, набитых рублями и долларами, достался период без грабежа богатств страны и без всей этой наглости, подлости, тупости чиновников и откровенной нищеты старшего поколения, без бомжей…

И если современные кинематографисты решают снять фильмы об истории нашей страны, они должны прежде крепко подумать, стоит ли это им делать.

В двух «главных» фильмах прошедшей недели – «Демон революции» (Россия 1) и «Троцкий» (Первый канал), конечно, есть что-то неправильное и смешное, но они созданы умными людьми.

Троцкий в исполнении Константина Хабенского перманентно страшен даже несмотря на то, что именно он предлагает (в фильме) выслать на пароходах из страны лучших философов и другие светлые головы России и тем самым спасает их от неминуемой гибели. Лев Давидович сам себя называет демоном в разговоре с канадским журналистом Фрэнком Джексоном, который на самом деле является советским агентом, будущим Героем Советского Союза Рамоном Меркадером, подосланным всесильным НКВД к Троцкому, чтобы физически того уничтожить. Убежденному сталинисту Меркадеру не удается ни в чем переспорить родоначальника троцкизма в долгих беседах, и эти сцены становятся убедительными аргументами против любого кровопролития (надеюсь, я правильно поняла замысел продюсеров А. Цекало и К. Эрнста, режиссеров А. Котта и К. Статского, создавших сериал «Троцкий»).

Но вовсе не Троцкий назван демоном революции в одноименном фильме режиссера Владимира Хотиненко, а коммерсант Парвус, он же Александр Гельфанд. А вот тут помилуйте. Ну какой он демон-изгой, этот записной славянин Федор Бондарчук? Зато тут есть интересный Ленин (Евгений Миронов), нерешительный и вполне человечный теоретик, который решительно не смог бы совершить социальную революцию, не окажись у него в соратниках Троцкого из эрнсто-цекаловского сериала. Да еще эти несимпатичные ильичевы дамочки с их товарищеской любовью... Видимо, не мог Хотиненко в заботе о женской части аудитории, привыкшей к чувствительным сериалам, пропустить тему неловкого любовного треугольника (Надежда Крупская – Дарья Екамасова и Инесса Арманд – сверхпопулярная у режиссеров Виктория Исакова).

Оба важных для юбилея сериала, между прочим, убедительно показали печальный факт: что, в большой России крайне мало умных, талантливых, хорошо образованных актеров и поэтому-то они снимаются одновременно в двух-трех фильмах? Сиди и сравнивай, кто из них «более истории ценен»: европейски аккуратный в делах, любви и мыслях Миронов или хитроумный забавник Стычкин (два Лениных), контрразведчик-мученик Мезенцев или коварный Джексон-Меркадер (обоих играет Максим Матвеев), скромнейший коммерсант Парвус (Федор Бондарчук) или Парвус – опереточный буржуй (Михаил Пореченков)? А вот двух не очень счастливых дам, связавшихся на свою беду с двумя демонами революции, – любовницу Парвуса (и Мезенцева) Софью Рудневу (Паулина Андреева) и гражданскую жену Троцкого Наталью Седову (Ольга Сутулова) запоминаешь навсегда: актрисы создают адекватные той эпохе женские образы.

Кстати, с одним из этих образов связаны поразительные заключительные кадры сериала «Демон революции».

Помахивая самодельным красным флажком и еще не подозревая, что его, Ильича, самым деятельным соратником по Октябрьской революции станет один из суровых «демонов» современности Лев Троцкий, что у него самого по причине длительной напряженной литературной работы вскоре начнется обызвествление сосудов головного мозга, а сменит его на посту вождя не кто иной, как «чудесный грузин» Коба, едет весело Ленин-Миронов во главе вереницы конных «такси» от маленькой шведской станции до границы Швеции с Финляндией, т.е. с Россией. А Сонечка Руднева, неисторический персонаж фильма, неожиданно остается в Швеции. И очень уютно додумывать о том, как эта обыкновенная, хорошенькая, неглупая молодая женщина, которая всем верна, поедет обратно в том же, пусть холодном, вагоне с немецким сопровождением по заснеженной Скандинавии, доберется до скучной, но вечно нейтральной Швейцарии или до экономной, но веселой Франции, станет не Софьей, а Софи, вовсе обойдется там без беспокойной родины и доживет до ста с лишним лет, чтобы в последний день вполне буржуазной жизни в красивых интерьерах узнать о том, что ее неверная Россия предала, как и она сама, небезопасную идею социализма... Любопытное предположение, не так ли?

А уж суббота юбилейной прошлой недели и Первый канал преподнесли внимательному зрителю такой оглушительный финал октябрьского юбилея, что мне лично мало не показалось.

Тогда был дан старт новой программе «Летучий отряд» известной телеведущей Елены Летучей. На первый взгляд, новая еженедельная передача не имеет ни малейшего отношения к Великой российской революции. Ошибаетесь. Еще как имеет.

Елена Летучая известна по телеканалу «Пятница!», где она проявила себя в качестве ведущей рейдов «Ревизорро» по ресторанам и отелям, неустанно воюющей с грязью, безответственностью, халатностью и прочими нашенскими тараканами. Недавно Летучая перешла на Первый канал и в первую командировку поехала в село Усть-Погожье Волгоградской области по видеобращению женщины, живущей с сыном-инвалидом в сырой холодной квартире с удобствами во дворе и мокрицами на мокром потолке. Живущей там на сто первом году революции, которая должна была принести трудовому народу России полное счастье и довольство, а чванливым чиновникам – заслуженный укор.

Теперь каждый может послать Елене Летучей видеообращение. За год ее «Летучий отряд» снимет 52 передачи, в которых будут показаны не только жилищные и прочие безобразия, но и способы борьбы граждан за свои права.

Боюсь только, что видеообращений будет не 52, а в тысячу раз больше.

И что?

Когда я, студентка-второкурсница МГУ, пришла на практику в лучшую газету страны «Комсомольская правда», мы тут же подружились с молодой, но уже знаменитой тогда журналисткой Еленой Лосото. Она как-то разбирала свежую редакционную почту и показала мне конверт: «Смотри, Татьяна, какой смешной адрес – проспект 50-летия Октября, БАРАК номер десять. За полвека не могли бараки снести!» – возмутилась она. Город не помню, да это и не важно.

С тех пор прошло еще пятьдесят лет. И, повторяю, что? А мы тут про демонов революции…


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..