Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
1 мая 2024
О русской ереси «украинства»

О русской ереси «украинства»

Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
Станислав Минаков
02.04.2024
О русской ереси «украинства»

На Слобожанщине, в Харькове, да и на всей территории конгломеративного квазигосударственного образования, в котором мы родились, которое мы любили и называли УССР, с 1991 года, со времен объявленной «нэзалэжности», тогда еще никто не мог предвидеть всей глубины замаха на Русский мир, неотъемлемой частью коего, вне всякого сомнения, а может быть, и в первую очередь, является Малая Русь, то есть Русь изначальная, земля, с которой и началась вся Русская цивилизация, дочерне возросшая от материнской православной Византии.


Прозорливым людям уже к середине 1990-х стало понятно, что моноэтнический проект и унитарное государство невозможны в стране, где исторически проживают десятки народов. Но тогда продолжалось вытеснение русского языка, вместо того, чтобы придать государственный статус двум языкам — русскому и украинскому. Изначально в конституционный строй проекта «Украина-91» была заложена бомба, она потом и рванула. Причем на протяжении всей новой истории на Украине внятно и вседозволенно присутствовали внешние силы, которые и спровоцировали взрыв.

Новый украинский проект президент Кучма назвал в своей книге так: «Украина — не Россия». То есть позитивный созидательный смысл в проект не закладывался изначально: нужно было лишь делать все, чтобы не быть как Россия. Это была логика кривого зеркала. В этом таился деструктивный, саморазрушительный подвох. Треть столетия было потрачено, собственно, на то, чтобы вытеснить русскую ментальность. И чем закончить? Руиной, как всегда происходило в истории с украинской самостийностью. В наше время — уничтожением миллионов экземпляров книг на русском языке, сносом памятников, геноцидом русского населения, гражданской войной, государственным терроризмом, близкой перспективой утраты государственности. В сущности, государственности здесь не было никогда. И вот у завистливых и пыхатых (надменны, спесивый) сорвал крышу давний Каинов комплекс ревности к русскому брату.

Стремление сломить общерусскую парадигму в системе образования принесло свои всходы в умах украинцев, особенно молодых. К тому же — искушение Европой. Я бы сказал, умело подогреваемой иллюзией Европы. Перед ней малороссы всегда испытывали хуторянский комплекс неполноценности, хотя еще Гоголь просил объяснить ему наконец, что такое «европейский выбор». Тщетно. Даже публичные воспоминания президента Кравчука о детстве, в котором поляки украинцев называли не иначе как «быдло», никого не заставили задуматься.

Прямо скажем, свои русские фундаментальные духовные ценности мы на Украине ощущали вяловато (если говорить о народе в большинстве). Конечно, островосприимчивые единицы в прямом смысле слова болели от разворачивавшихся картин моноэтнизма и шароварщины. «От этого я и подыхаю!» — прокричал в 1993-м в телефонную трубку «правозащитникам» харьковский русский поэт Борис Чичибабин, и скончался в декабре 1994-го, рассорившись окончательно со своими друзьями, бывшими советскими диссидентами, успешно делавшими политическую и материальную неоконъюнктурную карьеру.

Обо всём этом и мне пришлось на протяжении последних двух десятилетий писать статьи, с характерными названиями «Язык мой — дух мой», «Я русский бы выучил», «Две Украины, точнее, несколько их», «Рудники свободы» и мн. др. А после госпереворота часто давать интервью «Шпигелю», «Римской газете», «Литературной газете», а «Российской газете» даже за три дня до переворота, 19 февраля 2014 г.

За эти годы мы, русские писатели Украины, стали в своем дому, на родине, как бы деклассированными. Нас называли «пятой колонной», в доносах клеймили как «чужерiдну начинку», выводили из состава правлений общественных организаций, отстраняли от работы с творческой молодежью. О государственной политике и говорить нечего.

По ходу замечу, что в других областях культуры тоже возникли немалые затруднения. Если в начале 1990-х по инерции Харьков еще посещали такие российские музыкальные коллективы, как ансамбль народной песни Дмитрия Покровского, камерный хор Владимира Минина (с «Литургией Иоанна Златоуста» П. Чайковского и «Перезвонами» В. Гаврилина), певица Лина Мкртчан с вокальными циклами Г. Свиридова, то потом всё это ушло в почти невозвратное прошлое. Лишь в 2006 г., когда «обострилась оранжевая дружба народов», в Харьков чудом был приглашен Кубанский казачий хор (гастролировавший тогда в российском Белгороде, в 80 км от Харькова), а чуть позже — Олег Погудин, исполнитель русских романсов. Я присутствовал на концертах, которые здесь упоминаю, и свидетельствую: на вечерах 2006 года харьковцы, переполнившие залы, просто плакали, слушая русские песни.

Что бы это значило? То самое: слышать — «от русского русское…». Понятно? Или непонятно?

Понятней стало, когда начали запрещать вещание российских телеканалов, жёстко выдавливать русский язык из гуманитарных и образовательных сфер бытия граждан Украины, тем самым осуществляя явственный этноцид русского населения.

В условиях, когда из поля зрения и сознания стали властно удалять всяческое позитивное употребление эпитета «русский», «русское», а вместо этого возводить в ранг «украинской добродетели» мазепизацию, шухевичезацию, прославление Бандеры-Петлюры, пособников СС и прочих, лично мне поначалу казалось, что ЛЮБОЕ ДЕЯНИЕ, В КОТОРОМ СЛЫШИТСЯ СЛОВО «РУССКИЙ» — на нынешней, временно, ситуативно отколотой от большого русского материка территории — есть благо. В меру сил — выступая в СМИ, участвуя в жюри различных конкурсов и фестивалей, — я пытался подчеркнуть, что ментальные ценности не выветриваются, что если их загонять в стойло моноэтнизма, к тому же нагнетая ненависть к русской культуре и России, они всё равно пробьются, как трава сквозь асфальт. И ещё: насилие обязательно вызовет противодействие.

Но оранжевая бесовщина осени 2004-го года изрядно взбурлила зловонные конотопские болота и отворила бандеровские схроны. Уже тогда начались распад семей, дружественных и кровных уз, расставанья и ссоры, у одних помрачение, а у других боль.

Меня часто спрашивают, в интервью и вне: чем объяснить такой раскол в обществе и семьях? Непросвещённостью, пропагандой? Ответ мне представляется лежащим исключительно в духовной плоскости. Никакое рацио, никакие умозрения тут ничего не объяснят. Я ведь крайне болезненно — и душевно, и даже физически — пережил и переживаю этот раскол, разрыв с сонмом друзей, с которыми три с половиной десятилетия был «одно», а враз выяснилось, что они «не-Россия», что для них, присягавших Советскому Союзу и всему нашему народу вместе со мной в Советской Армии в 1982-м, оказалось удобно сменить точку отсчета, «ведь СССР был давно»! Как мило! «И ни о какой Новороссии мы не слыхали!» Что проку было рассказывать им об Имперской и Советской истории города Харькова, основанного в 1654 г. по указу Московского Царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего), города, побывавшего в 1918 г. столицей Донецко-Криворожской Республики и в 1919–1934 гг. — первой столицей УССР. Так вот, говорю: кто готов был заглотить бесовскую наживку, даже не подозревая о своей готовности, тот ее и заглотил.

Разрыв и разлом произошли и внутри культурного сообщества в целом, и в среде русскоязычных литераторов, одни из которых остались внутренне с русской культурой, Русским миром, а другие внезапно стали «не-Россией», то есть превратились в вырусь. 

А уж от евреев-то, костьми предков коих германские нацисты и их украинские шуцманы-живодеры заполнили и Бабий Яр в Киеве, и Дробицкий Яр в Харькове, нельзя было ожидать, что они станут необандеровцами.

По сути, мы имеем дело с русской ересью, именуемой «украинство», застарелой, но в скорбный момент спровоцированной на выход из адских бездн. Мы все, русские, если угодно, российские, так и не преодолели за сто лет гражданский, духовный раскол 1917-го, уходящий в века, и новейший украинский клин вбит в ту же расщелину, и я полагаю, уврачевание раскола будет крайне затруднительным, чрезвычайно долгим, если вообще возможным. 

Мое противодействие проекту «Украина цэ не-Россия» началось, когда я вдруг болезненно ощутил ментальный вызов, брошенный Русскому миру, и после оранжевого переворота 2004-го года с мая 2005-го мы стали выпускать еженедельник «Новая демократия», редакция которого фактически стала аналитическим центром, под эгидой известного харьковского политика экс-губернатора Евгения Кушнарева. Его и убили в 2007-м, когда мы с ним работали. Потом я и выступал экспертом постсоветского пространства, и конференции были, и статьи, в которых я утверждал, что великороссы и малороссы — разные ветви одного народа, временно пребывающего в расчленении. Ну, а когда на Украине произошел в 2014 г., как бы точней выразиться, нацистско-олигархический псевдолиберальный государственный переворот, «закосивший» под необандеровщину, ситуация резко обострилась, и я оказался, что называется, на острие. 

Харьков первым, еще до Донецка, встал против киевского майдана, уже не оранжевого, а коричневого. Молодежь быстро собралась в ополчение, стала на въездах в город, у Поклонных крестов. А охраняли город ребята на морозе — с чем? С бейсбольными битами, редко кто с «травматом». И мы выходили каждую субботу и воскресенье на антимайданные митинги, прихватив под пальто черенки для лопат, а в карманах — баллончики с «черёмухой».

В Харькове, Одессе, Запорожье, других городах сотни тысяч людей выходили на митинги. Русской весной 2014-го социологи утверждали, что сторонники и противники России в Харькове соотносятся примерно как 60 (65) и 40 (35) процентов, через два года говорилось о 70-ти и 30-ти. Не берусь судить о точности тех «подсчетов». Особенно сегодня. Правда в том, что и меньшинство смогло совершить этот мерзкий переворот, удерживать власть десять лет, промыть народу мозги, развязать войну. Есть оптимисты, уверяющие, что можно будет «вернуть» сознание личностей и масс на место, к общерусскому знаменателю, если отключить одни источники пропаганды и включить «восстановительные». Не уверен. За треть века в бывшей УССР враг вырастил поколения выруси. 

Украину метко назвали «полигоном для сект» — это еще один из фронтов воздействия на души. Я убежден, что и сам распад СССР, и последовавшие процессы смертоносного гниения в обрубках Империи, имеют провиденциальный характер Господнего попущения. Таково нам трудное назидание. 

\Процитирую свою любимую сестрицу Светлану Кекову: «Настиг нас, грешников, час такой, такая пришла пора, что горе, льющееся рекой, блестит, как вода Днепра».

С провиденциальной точки зрения я рассматриваю и Русскую весну. Она включила программу пробуждения национального самосознания, которое было подавлено в результате нашего поражения в холодной войне, да и прежде, почти весь ХХ век. Об этом я писал в статье «Закваска Новороссии». Безболезненного, терапевтического выхода из украинской ситуации не было видно уже в 2014 г. В 2022 г. пришлось прибегнуть к хирургии.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Сергей
04.04.2024 3:21
Господне попущение. Об этом почти никто не говорит. Слышал, что во время монгольского ига , русский народ считал также и каялся. Сегодня больше бьют себя в грудь, имея в себе тоже семя, хотя бы не столько проросшее, кого обвиняем. Вижу вашу боль; я человек холодный, но тоже жалею о расколе народов. Впрочем не только народов: сын со мной, а дочка - как чужая, брат и сестра, бывшие при родителях близкие - сейчас тоже как чужие.
Е. Д.
03.04.2024 15:32
Из Отчета по осмотру лагерей военнопленных в Германии сестры милосердия Прасковии Александровны Казем-Бек (1915 г.):
"Ни революционные газеты, издаваемые для пленных, ни библиотеки, которыми снабжены все лагеря, с анекдотами на Николая II включительно, ни открытая пропаганда отделений Украйны и Кавказа с предложением перехода в турецкое пользование не в силах потушить пламенной любви к Родине, которой проникнуты пленные русские воины и которую запечатлевают они отказами от работ в окопах и на орудийных заводах, и беспрерывными попытками к побегам, во время которых многие были убиты, а пойманные претерпевают долгие и физические, и нравственные мучения".
св.
03.04.2024 12:03
Уверена, что Харьков будет в России
для И. Е.
03.04.2024 11:44
02.04.2024 19:07и раскол 1917-го, уходящий чуть ли не в XIII век, и развал СССР можно объяснить попущением Господним за грехи русских

Очень интересно. Какие грехи у русских? До 17-го правители из неметчины. После 17-го на деньги банкиров заезжие террористы-русофобы. Причем, славные: картавый с психическим расстройством, ненавидящий русских (великороссов) с детства (воспитание маман) и русофоб колчерукий, выпивший некогда за русских, оставшихся в живых и показавший на "Ленинградском деле", что ждет русский народ в дальнейшем.
АлександрС.
03.04.2024 10:32
Процесс украинизации стал возможным? Да стал и в определенной части произошел. Длился он без малого сто лет. Так почему мы считаем не возможным процесс деукраинизации-денацификации? Сменится одно-два поколения и это произойдет. Кто-то уедет, также как уезжали русские с Украины, кто-то останется и будет тихо бурчать на кухнях, а кто-то побежит впереди паравоза строить Русский мир, а кто-то будет просто жить с дулей в кармане. Другой вопрос, что это процесс очень не быстрый, если только не прибегать к методам англосаксов, которые они применяли на территории поверженной нацисткой Германии. Кстати, методы очень эффективные. ........ а что касается комплекса Каина, то у святителя Николая Сербского в его книге "Война и библия", есть очень здравая мысль - братство по Духу, выше братства по плоти. Так что мы не должны обольщаться какими-то там кровными узами. Кровные узы не помешали Каину убить Авеля. Кровные узы не помешали украинцам отречься от братства с русскими и орать задолго до 2014-го года "москаляку на гиляку". На деле, Каинов комплекс в них был уже тогда и в книге Кучмы "Украина не Россия" также читается так же читается тот же самый комплекс Каина. Так, что это очень большой вопрос стоит ли страдать по каинитам и жалеть их. Но есть ещё один момент, на который практически никогда не обращают внимания, каинитство это не только предательство по горизонтали, это еще и предательство своего прошлого и своих предков, это предательство своих истоков. ..... а вообще конечно комплекс Каина в своей основе это отречение от Бога. Поэтому там так распространялись секты, потому что был вакуум.
Василь
03.04.2024 9:56
Всё же украинство родилось несколько раньше 1917 года. Его вскармливали и немцы в своё время, например. Очень точный термин "русская ересь украинства", спасибо.
И.
02.04.2024 19:07
"Грядущее иль пусто, иль темно..."
И. Е.
02.04.2024 19:07
Пожалуй, да:  и раскол 1917-го, уходящий чуть ли не в XIII век, и развал СССР можно объяснить попущением Господним за грехи русских. Однако надо бы уяснить, какие ИМЕННО те грехи: без верного диагноза духовной хвори исцеление не состоится. (Все люди-человеки грешат. Достаточно глянуть на современную «цивилизованную» Европу, образом которой оказалось смертельно зачаровано население «нэзалэжной». Но расколами там что-то не пахнет. Скорее наоборот: мощное единение на почве русофобии и не только на этой почве...)
Мотив Городницкого
02.04.2024 13:52
Этот город вернется назад:
Харьков тоже останется русским!
Сирожа
02.04.2024 12:12
/к хирургии./
Отличный курс лечения! Сперва, наблюдать со стороны за распространением болезни, а потом, раз и хирургия!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.